Оркестр без дирижера исполнит программу "Красное колесо" из сочинений тех, по кому прокатилось колесо революции.
Фото предоставлено организатором проекта.
Министерство культуры настоятельно рекомендует творческим коллективам отметить 100-летие революции 1917 года. Далеко не все могут органично вписать это в свои планы, чего не скажешь о Персимфансе – истинном детище послереволюционных лет, ведь даже именем его по моде тех лет стала аббревиатура (от «первый симфонический ансамбль»). В Большом зале Московской консерватории 9 апреля уникальный в своем роде оркестр без дирижера исполнит программу «Красное колесо» из сочинений, по чьим авторам «проехалось» «красное колесо» большевистской революции. Помимо Скрипичного концерта Прокофьева, прозвучит музыка Ляпунова, Мейтуса и Хармса, которой мы никогда не слышали и вряд ли скоро услышим снова.
Исторический Персимфанс родился в 1922 году и просуществовал 10 лет, до 1932, пока постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» государство не похоронило авангард. Оркестр предлагал новую концепцию исполнения симфонической музыки, среди прочего, основываясь на утопических взглядах на будущее. Этот «всадник без головы» (как его огульно поименовали в одной из первых рецензий) существовал на позициях творческой свободы и равенства, часто выступал на заводах и фабриках, в клубах, обращаясь к условному человеку будущего.
Персимфанс нового созыва появился в 2008 году по инициативе мультиинструменталиста и композитора Петра Айду, который вместе с единомышленниками стремится изучить и воссоздать традиции коллектива: не только концепции программ и необычную рассадку музыкантов, но и взаимодействие внутри коллектива. Концерт «Красное колесо» посвящен утопическим идеям послереволюционных лет, ведь теперь, спустя 100 лет, выходит, что мы и есть те самые люди будущего, к которым была обращена музыка тех лет. Концерт проходит в рамках международного фестиваля LegeАrtis, руководит которым скрипачка Ася Соршнева, а его музыкальная программа связана с философским форумом в австрийском Лехе, где нынче в фокусе внимания – размышления Гёте о человеке будущего.
Программа концерта обещает если не сенсации, то важные открытия: лишь Первый скрипичный концерт Прокофьева хорошо знаком публике, об остальных сочинениях подавляющее большинство впервые узнало из афиши. О них на пресс-конференции рассказал активист Персимфанса, музыкант и один из самых неординарных умов своего поколения, контрабасист Григорий Кротенко. Он напомнил о печальной судьбе Хармса, в 1941 году арестованного за антисоветскую пропаганду и умершего от голода в психиатрической тюремной больнице. В концерте мастер черного юмора и абсурда предстанет в амплуа авангардного композитора; прозвучит его кантата «Спасение» (1934), которая не имеет нот, но имеет партитуру: текст, ритмически расписанный на четыре голоса. Ее и исполнят всем оркестром.
Незаслуженно забытый русский композитор Сергей Ляпунов представляет в концерте поколение музыкантов, с наступлением новых времен по-прежнему одной ногой (а то и обеими) стоявших в XIX веке. Он принадлежал романтической традиции ушедшего столетия так же, как его симфоническая поэма с провокационным названием «Гашиш» (1913) – по тем временам весьма старомодное сочинение с литературной программой, заимствованной из поэмы Голенищева-Кутузова, где долгий трип героя описан языком романтических грез о манящем, но жестоком Востоке. В 1918 году Ляпунова некстати избрали старостой консерваторской церкви. Когда началось изъятие церковных ценностей, он отказался сдавать ключи, за что его тут же осудили, правда, условно. В 1923 году композитор успел выехать на гастроли в Париж и там скоропостижно скончался от инфаркта.
Сергей Прокофьев выезжал из России в 1917 году в противоположном направлении, через Японию в Америку. В его дневнике сохранились яркие рассказы о первых революционных днях и встречах с Керенским, которого Прокофьев лично уговаривал выпустить его из страны. А в 1927 году Сергей Сергеевич впервые после 10-летнего перерыва появился в Москве по приглашению Персимфанса и выступил в Большом зале консерватории. Успех этих концертов подтолкнул его к возвращению в Советский союз и, как знать, не будь тех выступлений, может его судьба сложилась бы иначе. Учитывая эти обстоятельства, Персимфанс почел своим долгом вместе с солисткой Асей Соршневой исполнить Первый скрипичный Прокофьева, написанный в 1917 году, незадолго до эмиграции.
Еще один важный штрих в пеструю музыкальную картину того времени вносит сюита Юлия Мейтуса «На Днепрострое», посвященная одной из грандиозных советских строек. В отличие от Ляпунова и Прокофьева, это революционное произведение, настоящий музыкально-индустриальный авангард, и если бы Мейтус продолжал в том же духе, то, вероятно, стал бы одним из наиболее интересных композиторов не только Советского союза, но и Европы. Однако вследствие упомянутого выше постановления, Мейтус перешел в разряд второстепенных советско-украинских классиков, писал большие оперы по законам соцреализма и заставил позабыть о своих ранних экспериментах. Сюита «На Днепрострое», судя по всему, никогда прежде не исполнялась, Персимфанс представит мировую премьеру сочинения, написанного в переломном 1932 году, на излете авангардного направления в искусстве послереволюционных лет.
Москва – один из шести городов фестиваль LegeArtis, который в сезоне 2016-2017 также проводит концерты в Мадриде, Дюссельдорфе, Лондоне, Берлине и Вене. А на осень 2017 года, непосредственно к празднованию столетия Октябрьской революции, Персимфанс запланировал большой проект совместно с Дюссельдорфским симфоническим оркестром, в рамках которого коллективы обменяются гостевыми визитами, а к исполнению готовится еще один раритет – симфоническая рапсодия Иосифа Шиллингера «Октябрь» (1927).