Вадим Репин, Мария Меерович и Сергей Накаряков исполняют трио Брамса. Фото Александра Иванова, предоставлено пресс-службой фестиваля
В Новосибирске завершается Четвертый транссибирский арт-фестиваль. Форум, придуманный уроженцем города, скрипачом Вадимом Репиным, год от года набирает мощь: географически и, безусловно, творчески это самый масштабный сибирский музыкальный форум.
О принципах фестиваля «НГ» писала в прошлом году (см. номер от 25.04.16) – они не изменились. База фестиваля в Новосибирске, филармонический оркестр – своего рода оркестр в резиденции. В этом году специальный акцент был сделан на круглых датах – 80-летии Новосибирской области и Новосибирской филармонии (примечательно, что указ о создании филармонии был подписан несколькими месяцами ранее, чем об образовании новой столицы Сибири).
Второй по значимости фестивальный город – Красноярск, оркестр местной филармонии также активный участник концертов, а функции главного дирижера не распространяются только на собственный коллектив, Владимира Ланде Репин пригласил провести и один из ключевых концертов с Новосибирским оркестром.
Но «щупальца» свои фестиваль тянет (разумеется, в самом позитивном смысле) к маленьким городам области: в этот раз концерты прошли в Бердске, Ордынском и Искитиме, причем едут туда именитые музыканты. Презентует себя фестиваль и в других городах – специальные презентационные концерты пройдут в Тюмени, Самаре, Брюсселе и Токио. Благородная миссия Вадима Репина по отношению к земле, которая его взрастила.
Правда, не обошлось без ложки дегтя. В этом году фестиваль получился с юбилейным оттенком – о двух сказано выше, третий – дата не менее важная: 60-летие Новосибирской консерватории, чему был посвящен отдельный вечер с участием студенческих коллективов, педагогов, выпускников. За этим праздничным вечером тем не менее скрыто недоумение худрука фестиваля. Репин в самой консерватории не учился, но он выходец из этот системы, блистательный ученик блистательного профессора Захара Брона в центральной музыкальной школе при консерватории. Человек предельно сдержанный, на пресс-конференции он в сердцах сказал о своих «огромных претензиях» к консерватории и об очевидной «некомпетентности» ее руководителей. «У меня зародилось ощущение, что мы все консерватории должны», – сказал музыкант (начиная от графика репетиций до распространения билетов. – «НГ»). «В Москве, в любой консерватории мира меня приглашают на мастер-курс – консерваторию закрывают, все приходят смотреть мастер-класс. Здесь – ни одного человека не было из консерватории в течение трех лет». Ситуация, о которой говорил Репин, действительно странная. Один раз в году в город приезжают музыканты с мировыми именами, готовые и демонстрировать, и передавать свое мастерство. При этом на встречах, на открытых репетициях, на мастер-классах редко встретишь кого-то из консерватории, а то и совсем – ни единого лица. «Два дня Бруно Монсенжон (режиссер, автор фильм о легендарных музыкантах ХХ века. – «НГ») представлял свои фильмы. Он знал всех музыкантов, общался с ними лично. Люди в слезах сидели, и я в том числе. Ни одного лица из консерватории!» – говорит Репин. Что ж, ситуация действительно вопиющая.
Корреспондент «НГ» побывала на двух концертах фестиваля в Концертном зале им. Каца. Первый, под названием «Лед и пламя» (заголовок, видимо, отражает природную сдержанность латышского дирижера и юношеский жар испанского солиста), с довольно серьезной программой, подарил приятную встречу с маэстро Андрисом Погой. В 2010 году автор этих строк была свидетелем его успеха на дирижерском конкурсе имени Евгения Светланова во Франции. К слову, на сегодняшний день он единственный лауреат Первой премии, высоки ли требования жюри или невысок уровень участников, но ни на первом, ни на третьем конкурсах первое место не было присуждено. За семь лет Пога сделал весомую международную карьеру, не раз выступив на подмене у знаменитостей. Но осел все-таки в Латвии, где уже несколько лет возглавляет Национальный симфонический оркестр. Программа, которую он представил с оркестром Новосибирской филармонии, весьма серьезная: увертюра Берлиоза «Римский карнавал» с виртуозными духовыми, виолончельный концерт Дворжака (солист – Пабло Феррандес) и симфония-загадка – Пятнадцатая Шостаковича. Казалось, взаимопонимание между всеми участниками концерта было тесным, что позволило дирижеру, с одной стороны, увлечься медленными частями: лирическая у Дворжака прозвучала максимально проникновенно, а вот вторая часть симфонии Шостаковича стала чем-то сродни застывшему времени (что воспринимать было не так просто, но такова, очевидно, воля интерпретатора).
Второй концерт – «Золотые трубы» – шел по нарастающей. В трех отделениях были представлены духовые инструменты в разных конфигурациях. Недавно открытое сочинение для трубы-пикколо и камерного оркестра Луиджи Отто (солист – Отто Заутер), фрагменты симпатичной джазовой сюиты Клода Боллинга (соло на трубе – Андрей Илькив) и мировая премьера сочинения немецкого композитора Энйотта Шнайдера (род. 1950) «Dream dancers» для трубы-пикколо и флюгельгорна с оркестром, овеянное космическими образами в киномузыке (название одной из частей, в частности, звучит «Изумрудная галактика с парящими тиграми и полыхающими мотыльками»), прозвучали в первом отделении. Второе было посвящено камерной музыке – вместе с пианисткой Марией Меерович Сергей Накаряков исполнил на флюгельгорне «Фантастические пьесы» Шумана, а затем к ним присоединился Вадим Репин и прозвучало Трио Брамса. Прозвучало изумительно – идеальный тембровый баланс (в этом случае довольно непростой), необыкновенная чуткость музыкантов друг к другу, ощущение формы и линии – одним словом, мастерство музыкантов заставило зал замереть и даже не аплодировать между частями. А вот «оторвалась» публика в третьем отделении: когда свои виртуозные и изобретательные штудии представили мультиинструменталист Аркадий Шилклопер и тромбонист Элиас Файнгерш, зал буквально взревел. Золотые трубы!