0
3599
Газета Культура Интернет-версия

27.03.2017 00:01:00

Лес штампов

Тэги: театр, школа драматического искусства, премьера, лес, александр огарев


театр, школа драматического искусства, премьера, лес, александр огарев Внешняя лепота спектакля не передает всю актуальную проблематику пьесы. Фото Натальи Чебан предоставлено пресс-службой театра

Режиссер Александр Огарев связан с театром, основанным его учителем Анатолием Васильевым, со дня основания. В репертуаре – не одна его постановка. Но в прошлом сезоне после многих лет работы в театрах России Огарев вернулся в столицу, и вот теперь его новообразованная Лаборатория – как в этом театре принято творчески существовать – выпустила первую премьеру по комедии Александра Островского «Лес». Тандем режиссера с актерами также обозначен названием «ЛЕС» как аббревиатурой – «Лабораторией ежедневного самовозгорания». 

В Лаборатории оказались «неуспокоившиеся и творчески нахальные, посвящающие театру все часы, кроме сна и секса» – так задорно Огарев позиционирует свою творческую политику. И главное: Лаборатория «изучает природу актерской возбудимости (не подумайте, что я опять о сексе!)» – не унимается режиссер. Концепция приведена в действие: из аляповатой эклектичности спектакля запоминаются две вещи – как молодой любовник ставит помещицу Гурмыжскую в различные вызывающие позы и как Аркаша и Геннадий, Счастливцев и Несчастливцев, игрой в поддавки со зрителем пытаются «возбудить» зал: сорвать смех, аплодисменты – любую реакцию – наподобие заштатных конферансье. 

В «Лес» Огарев взял очень разных по опыту и исходной школе актеров: Илья Козин (Несчастливцев) и Олег Охотниченко (Счастливцев) играли в его «Горе от ума», Александрина Мерецкая, актриса Томского театра, была введена в его «Луна-парк им. Луначарского» и вот теперь сыграла главную роль в Островском. Несколько ролей сыграно вчерашними студентами, они только-только дебютируют и своим театральным, а в основе киношным (никакой эмоциональной действенности, сплошное представление) воспитанием, кажется, совсем не вписываются в игровой контекст, к которому стремится режиссер, перелопачивая Островского широкими траншеями. Но в предложенном балагане эстрадного типа проводниками задач режиссера не становятся и опытные актеры. Убедительными, осмысленными характерами обладают лишь слуги – Карп (Иван Орлов) и Улита (Евгения Козина). В чем не столько подтекст, сколько то, что это единственные актеры, не впавшие в переигрывание и удерживающие чистоту рисунка – персонажей конкретной социальной истории и в то же время своеобразных странников всемирного театра. 

В программки вложен забавный репринт старинного «Сборника необходимых руководств при постановке спектаклей для любителей драматического искусства» (такой, наверное, мог оказаться и в руках Счастливцева с Несчастливцевым).  Учитывая жанр – «Диалоги по дороге» –  и акцент режиссера, который сразу предупреждает, что диалоги Искусства и Жизни – основные для него темы, можно подумать, будто игра в игру –  истинная структура нового «Леса». Но, видимо, наставления родом из позапрошлого века были приняты к руководству буквально: «Надо избегать постановки болезненных, ненормальных характеров. Самое лучшее – поддерживать между участвующими веселый непринужденный тон. Режиссер должен исходить из одного только побуждения произвести на публику благоприятное впечатление». 

Сцена, покрытая зарослями травы – белоснежной и шелестящей, подсвеченной мистическим лунным светом, – напоминает не лес, а болото, заросшее тростником (художники Александр Мохов и Мария Лукка). Обитатели и гости поместья Гурмыжской будут рассекать, кувыркаться и нырять среди этой фантазийной поросли. Ее стебли очень хорошо скрывают шепчущиеся и уединяющиеся парочки. 

Спектакль начинается, как и обещал режиссер, с встречи Искусства и Жизни: провинциальные актеры, повстречавшись на большой дороге, отправляются в пучину быта. Но разницы между благородными людьми сцены и стяжателями в усадьбе Пеньки нет. Все словно сговорившись играют скверные роли «любительского» театра. Счастливцев рассказывает собрату по несчастью, как тяжко скитаться по дорогам впроголодь, но и жить по-мещански не легче: вот, говорит он, пришел к родственничку (от коего вскоре и сбежал, чтобы не удавиться с тоски), а тот меня в баню первым делом отправил. И, словно желая доказать зрителям правдивость истории, Олег Охотниченко раздевается донага, оставляя токмо листочек фиговый на заду, и кидается в подсвеченную красным фонарем арку зала. Такими иллюстративного толка находками испещрена пьеса, потерявшая в спектакле даже нужные драматургические связки между сценами - они выброшены за ненадобностью… Поневоле станешь ретроградом.

Нет, есть, конечно, репризы посерьезнее – Несчастливцев, например, пародирует Высоцкого в роли Гамлета: «Быть или не быть?» – кричит он, изо всех сил вылупляя глаза на публику. «Постмодернизм» лезет изо всех щелей: звучит песня на стихи Велимира Хлебникова, ходит туда-сюда «супрематический народ» – бородатые мужики-крепостные с репродукциями Малевича на артельных фартуках. Американские мелодии льются над русскими болотными просторами.

В конечном счете визуально красивая, но излишне вычурная и бессмысленная для мира Островского с его явственными социальными язвами и человеческими драмами картинка превращается в навязчивый балласт с костюмным дефиле – Гурмыжская, молодящаяся стерва, закручивающая круговорот мужчин вокруг себя, меняет эффектные платья, как перчатки. 

Финал разыгран как театр в театре: на угловых подмостках Несчастливцев откусывает у Гурмыжской бутафорский палец, как и предсказывал в страшной легенде, ернически объявляя шиллеровское: «Люди – порождения крокодилов…» Финал дает в конце концов одну стоящую мысль. Потеряв наивную по нынешним меркам веру в чистоту, жертвенность, величие, человек предстает уродливым зубоскалом, пустым фигляром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1055
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2862
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1991
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1584

Другие новости