Фото предоставлено пресс-службой Театра Армии
В День театра в Центральном Академическом Театре Российской Армии (ЦАТРА) состоится премьера спектакля в жанре синемоушн. Спектакль - бродилка «Театр Звезда» - посвящен истории театра, его уникальной архитектуре и труппе. Зрителя будут водить по эпохам и временам - каждая историческая сцена вписана в ландшафт архитектуры. По сюжету спектакль начнется в день открытия театрального здания, 14 сентября 1940 года; из центрального фойе зрители (на один показ приглашается не больше 30 человек) пройдут 1720 шагов по залам, коридорам и закоулкам здания, включая закрытые правительственные ложи, поднимутся на самый верх театра, увидят окна мастерских. Постановка, вобравшая различные формы современного театра - перформанс и инсталляцию, документальный театр и современный танец - по замыслу создателей должна остаться в репертуаре и привлечь в старинный театр новых зрителей.
Корреспондент «НГ» Елизавета Авдошина выяснила у драматурга и стратега спектакля-акции Саши Денисовой (автором спектаклей «Зажги мой огонь», «Алиса и государство», «Маяковский идет за сахаром», «Декалог на Сретенке» и др.) почему сегодня важно вернуться в историю театра и вернуть сам театр в современный контекст.
Драматург Саша Денисова.
Фото пресс-службы ЦАТРА |
- Как вы собираетесь оживлять театр новым проектом?
Во-первых, самим жанром, в котором сделан спектакль – это променад, прогулка, иммерсивный театр, синемоушн. Три незнакомых иностранных слова, которые предполагают, что зритель будет погружен в историческую среду. Мы использовали старые костюмы 40-х-60-х годов, которые сохранились в запасниках. Актеры будут работать в особых пространствах, каждая сцена в документальной пьесе написана под определенную локацию. В том числе на знаменитой лестнице-пятиграннике с самой длинной в мире люстрой модернистской конструкции, где будут обитать призраки актеров, которые служили этому театру десятилетиями – легендарные актеры, народные артисты. На грандиозной лестнице с ампирными декорациями будет разыгрываться «Сон в летнюю ночь» 1940 года. В стилобате – (это подземное основание театра тоже в форме пятигранника с лабиринтами коридоров, куда не ступала нога обычного зрителя), в служебном помещении, где был правительственный въезд для машин (это действительно военная тайна, которая долго охранялась) - будут сцены о войне. Об эвакуации театра, о том, как формировались фронтовые бригады из актеров, как они служили на фронте, где многие из них погибли. Все сцены написаны под пространство. Это первое необычное свойство проекта, то, чем будем удивлять зрителей.
Спектакль будет идти везде, включая Большую сцену, проход через зал, через партер, наверх, все выше и выше - к крыше, на которой по замыслу архитектора должны были быть чуть ли не «Висячие сады Семирамиды» - фонтаны, тачанки, кафе, рестораны - такой второй Парк Горького. Тогда это в полной мере не осуществилось, потому что началась война, и невозможно было добыть столько металла, материалов, да и было не до того, чтобы достраивать эту помпезную высотку, самое высокое тогда здание в Москве, выше ВДНХ, накануне построенного.
- А кто был продюсером проекта «Театр Звезда», кто предложил такую идею?
На проект были собраны три разных режиссера (Галина Зальцман, Алексей Размахов, Глеб Черепанов), два художника (Яков Каждан, Иван Виноградов), хореограф (Константин Челкаев), и я как автор и руководитель проекта, определяющий художественную стратегию. Продюсером и автором идеи была Милена Авимская, заместитель директора по развитию театра. Благодаря ее энтузиазму, ее вере в то, что такое возможно – запустить новый формат, захватывающий все уголки театра с большими техническими сложностями - проект состоится.
Раньше театр работал только на Малой и Большой сценах и никогда не выходил ни в коридоры, ни на лестницы. Лестниц здесь очень много – можно заблудиться! Это одно из самых огромных сценических зданий в Европе. Здание, построенное в форме звезды, изначально - лабиринт. Только старожилы могут безошибочно в нем ориентироваться, а так иногда вечером идешь и думаешь: «Как бы отсюда вообще выбраться?!». Вроде уже и знаешь все – четыре месяца прожил – но это иллюзия.
- При подготовке проекта вы, как драматург, изучали архив театра. Что вас поразило, потрясло?
Было много потрясений, потому что в архиве, любовно подобранном Еленой Фантиновной Маньшиной (заведующая музеем ЦАТРА - прим. «НГ»), которая 40 лет работает в театре, - есть все. Сохранились даже биографии погибших актеров, которые они писали, перед тем, как уйти играть во фронтовых бригадах. Это отдельная часть истории театра, когда актеры развлекали, ухаживали за ранеными, играли концерты и выносили из санитарного поезда мертвых солдат (это драматическая сцена будет в нашем спектакле). Когда я наткнулась на их письма и биографии, написанные от руки, - это было потрясение. Потрясением также стали художественные протоколы. Все знают, что такое театр, что в нем есть место и широте натуры, и вероломству, предательству.
Алексей Дмитриевич Попов проработал в ЦАТРА 23 года (руководил Театром Армии с 1935 по 1958 год - прим. «НГ») и был вынужден уйти - по сути, был уволен. После чего он умер - это был для него удар. Он хотел ставить Шекспира, а ему приходилось осуществлять идеологически важные спектакли и латать работы режиссеров послабее. А он все мечтал вернуться к тому, чем занимался в 30-40-х годах - поставить Шекспира. Все это обернулось катастрофой – об этом тоже есть сцена в нашем спектакле. Его судьба потрясает – человек положил жизнь на театр.
Здесь и женские судьбы потрясающие – были истории соперничества, истории прим. В ЦАТРА играли Любовь Добржанская, Людмила Касаткина, Нина Сазонова. Тут вообще богатая история и великолепные актеры, которых мы знаем по кино и истории театра.
План Центрального Академического Театра Российской Армии.
Чертеж с сайта Коллекция архитектурных планов |
- Можно сказать, что задуманный спектакль призван вернуть ЦАТРА в современный контекст?
Да, конечно. Ясно, что это первый марш-бросок на театр.
С другой стороны есть возможность занять труппу интересными задачами, необычным существованием. Ведь такие изменения не за день делаются. Поэтому мы выпустим премьеру и будем продолжать над ней работать. Нам – постановочной команде – здесь очень понравилось. Молодые актеры – прекрасные. Возрастные – еще прекраснее. Сокровища просто – 70-80-летние.
Я вообще люблю театры с историей – три года проработала в «Маяковке». Для меня – чем старше, тем лучше.
Это здание - глыба ставит перед каждым художником вопросы. Попов говорил, когда работал тут: «Мои актеры похожи на муравьев». Как не раствориться в эпохе, театре? Театр – это феодальная крепость. А Театр Армии - загадочное здание, оно дает чувство защищенности, но жизнь здесь может промелькнуть. Например, Зельдин пришел сюда и проработал до конца дней.
Да, мы пришли сюда сегодня дерзко, я сама из формации нового театра, мира перфоманса, но невозможно без уважения, непочтительно относиться. Вот я сижу сейчас на темной лестнице и чувствую присутствие тех, кто отдал себя этому театру.