В Министерстве культуры состоялось заседание Экспертной комиссии Общественного совета (ОС) по вопросам театра. Под общей темой «Культура театра» значилась следующая повестка: «О сохранении традиционного репертуарного театра в РФ», чему было посвящено предшествующее собрание (см. «НГ» от 25.01.17). «О восстановлении статуса художественного руководителя» – на фоне развивающейся модели директорского, менеджерского театра. Предложение «восстановить в театрах художественные советы» уже звучало, теперь же переросло в прямую рекомендацию ведомству.
Николай Бурляев, зампред совета, как и всегда, первым задал тон заседанию, приведя вырванную цитату из одного высказывания художника Ивана Крамского: «Современного искусства не существует». Под слайд-шоу из фото новых спектаклей Театра на Таганке и постановки «Машина Мюллер» «Гоголь-центра» Бурляев повторил свой доклад, написанный еще к предыдущему сбору, о разрушении театральных традиций при попустительстве Союза театральных деятелей, с выводом (самым безобидным из названных) о том, что «эффективны сегодня только репертуарные театры» – Ленком, МХАТ, Малый и др. Из нового: зампред ОС выдвинул идею контроля за морально-этической сутью государственного финансирования искусства, приведя в пример голливудский «Кодекс Хейса» 1930 года. И подчеркнул, что принятая по совету президента два года назад наша «Этическая хартия кинематографистов» не стала действующим законом. В связи с чем ОС считает необходимым принять закон о культуре, который якобы не будет посягать на свободу творчества, но будет «устанавливать морально-этические принципы и духовно-нравственную ответственность художников перед обществом и потомками». При внесении законопроекта ОС опирается на то, что культура в России признана приоритетом национальной безопасности страны. Поддержать данную линию Николай Бурляев пригласил в президиум тех, кто, по его словам, стоит сегодня «в авангарде борьбы за русский театр и его традиции», – народных артистов Юрия Соломина и Татьяну Доронину.
Как профессор Щепкинского училища, Юрий Соломин, возглавляющий Малый театр, поднял проблему низкого культурного уровня абитуриентов и студентов. О возвращении идеологического института, характерного института советской культуры, народный артист высказался благосклонно: «Я не против художественного совета, но обязательно говорю, что во главе театра должен стоять высокообразованный руководитель. Без этого не будет худсовета. И художественный руководитель должен иметь полное право приглашения директора театра. За ним – последнее слово», – сказал Соломин в своей речи, напомнив о времени руководства Михаила Царева. «Профессия режиссера должна быть выстрадана. Тогда не будет «измов». Изобретение в культуре и искусстве – это предательство. Не знаю, надо ли изобретать. Слишком много наизобретали всего. Теперь это проблема», – не удержался худрук Малого и от выражения личных эстетических взглядов.
Руководитель МХАТа им. Горького поддержала коллег, заявив, что «авангард не имеет отношения к искусству». В пространном выступлении Татьяна Доронина вспомнила «безобразное разделение трупп МХТ» и посетовала на общую культурную неграмотность, в частности, «режиссеров, искажающих классику», забвение русского языка («Все говорят на плохом английском!») и на то, что спектакли горьковского МХАТа все эти годы «незаслуженно» не имели бурного интереса со стороны общественности.
В союзники ОС призвал и Олега Басилашвили, который прислал из Петербурга видеодоклад. «Художественный совет – это важнейшая составляющая коллектива. Именно через худсовет должны проходить идеи и желания главного режиссера театра, который, со своей стороны, должен выражать идеи и желания всего коллектива. Это взаимопроникновение жизнетворно. Любая театральная форма возможна, но нельзя отдать на откуп новаторам нашу русскую прославленную сцену. Закон о морально-этических нормах нужно тщательно продумать, чтобы не превратить эти слова в декларативную болтовню», – прокомментировал народный артист повестку заседания.
Поток безальтернативных мнений и волюнтаристских манифестов (вроде призыва охранительного критика Капитолины Кокшеневой помочь губернаторам в регионах «не бояться противостоять креативной среде») разбавило выступление актрисы Валентины Талызиной о конкретной проблеме конкретного театра. Народная артистка рассказала о состоянии дел в родном Театре им. Моссовета после ухода из жизни многолетнего худрука коллектива, Павла Хомского. Сегодня во главе «Моссовета» стоит сложный триумвират: директор, кинорежиссер, актер. Согласно открытым данным директора Валентину Панфилову, стоящую теперь во главе театра, подкрепляет «режиссерская коллегия»: Андрей Кончаловский, Юрий Еремин и Сергей Юрский.
Директор, по словам Талызиной, оценивает нужность или ненужность спектакля в репертуаре по его коммерческой рентабельности. И, возможно, в такой ситуации действительно стоит говорить о важности художественного руководства сегодня в лице театрального лидера (деятельного творческого руководства, а не фильтрующего, цензурирующего совета!), важности его поиска и обретения, его естественной, но плодотворной смены. Однако этому заседание совета посвящено не было.