Скульптура Анатолия Осмоловского на фоне работы Артема Лоскутова. Фото автора
В условиях передела власти внутри Московской биеннале современного искусства и произошедшего весной скандального подчинения Государственного центра современного искусства, первопроходца в поддержке contemporary art в регионах, РОСИЗО (см. «НГ» от 26.05.16), придуманная музеем «Гараж» триеннале вызывала надежду. «Гараж» – институция частная, от госсредств и настроений вроде бы не зависящая, но после просмотра выставки надежду все же заслонили вопросы.
Судя по количеству снимков в Интернете, только ленивый не увековечил своего рода заставку выставки – «Золотой автопортрет» Анатолия Осмоловского. Дородный священнослужитель с фигой не в кармане, а показанной городу и миру, с фотографиями смелых акций разных лет на пузе (и с человеком-собакой Олегом Куликом, и с Pussy Riot) стоит рядом с лозунгом «Здесь вам не Москва» с «Монстрации» Артема Лоскутова. Действительно, зрелищно. Учитывая и позиции РПЦ в РФ, и суды над художниками, «Гараж», опять-таки как институция частная, может такое экспонировать. Только «заставка» оказывается «виньеткой» – идея не получает развития.
Судя по тому, что команда музея говорила за круглым столом о триеннале «Артгиду», проект они делали для того, чтобы его увидели иностранные кураторы и посетители парка Горького. Этот аргумент можно понять, имея в виду местоположение площадки (часть экспонатов оказалась за пределами «гаражного» здания – на подступах к парку, например, красуется надпись Кирилла Кто «Спасибо за внимание и попытку понимания» на одном из строений), в отличие, скажем, от большинства площадок московских «взрослых» и «молодежных» биеннале. Удивляет, что триеннале стартует будто с чистого листа, делая выборку в основном из уже известных, часто и на международной сцене, авторов.
Но пока увиденное похоже на эффектную мозаику из несколько разрозненных идей. Комиссар проекта – главный куратор «Гаража» Кейт Фаул и кураторы триеннале – Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Андрей Мизиано, Ильмира Болотян, Татьяна Волкова и Александра Обухова, отказавшись от общей выставочной темы, структурировали работы по частям: «Мастер-фигура», «Авторские мифологии», «Верность месту», «Общий язык», «Искусство действия» и «Морфология улиц». Отдельной строкой идет дискуссионная платформа «Локальные истории искусства», и еще у триеннале запущен сайт, на который загружают информацию «о локальных арт-сценах». Всего из 200 отсмотренных в 40 городах художников на выставку попали 68, и работы их, как пишет в путеводителе Кейт Фаул, созданы «в основном после 2012 года».
В «Гараже» разделы называют «директории». С этим словом возникают разные ассоциации. Например, революционные – сначала во Франции, потом и в России 100-летней давности. Но... то ли революция захлебнулась: если на картине Давида в ванной лежал убитый Шарлоттой Корде Марат, то теперь в музее наполненная водой ванна вставлена Владимиром Архиповым в железный каркас старой койки, сделавшись соединением приятного с (бес)полезным. То ли эта революция отменена: Архипов – известный, нередко выставляющийся художник. Таких «известных» и «нередко» – большинство.
В «Гараже» революционных ассоциаций избежали, используя термин в каталожном значении – и проект уподобляя каталогу. И даже заданный «Золотым автопортретом» Осмоловского тон (раздел «Мастер-фигура»), повторимся, в сюжет не вырастает. Возле этой скульптуры – тоже протестный, но другой по духу зал арт-активистов («Искусство действия»), но здесь разворачивается просто рассказ о том, кто на этом поле работает. Есть там, в частности, и многочисленные феминистские выступления – потом вдруг в «директории» «Авторские мифологии» эта тема возвращается у калининградской группы с названием – «музыка» слов – «Нежные бабы». А сарказм на тему возмущений-оскорблений-запретов, жирно показанный тем же Осмоловским, легко и весело промелькнет – но через десятки работ – у краснодарцев-ЗИПов (это уже будет раздел «Общий язык»). В импровизированных закутках-клетках их «Школы 1,5*1,5» – свои дисциплины, к примеру, довольно прозрачный намек на закрытую осенью выставку Джока Стёрджеса – и предложение дорисовать обнаженную скульптуру, которая наяву предстает головой и половыми признаками, нахлобученными на каркас из досок.
ЗИПы или, скажем, совсем иначе работающий Аслан Гайсумов (в «директории» «Верность месту») с «Номерами» домов из Грозного, где в рядах табличек «молчат» пропуски (работа предоставлена автором и немецкой Zink Gallery), – хорошие, востребованные авторы. И такие должны быть на выставке, которая, хочется думать, поможет и им, и не таким известным художникам. Однако новых имен – немного. В «Гараж», к примеру, инсталлирована «Мастерская Михаила Смаглюка», тоже вполне зрелищная работа с разными смешными приспособлениями. Смаглюк – пока не очень известный в Москве, но состоявшийся, хотя и в смежной области автор, с 1981-го реставратор в Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике.
Вот еще вопрос. «Директории», созданные вместо общей темы, в пресс-релизе названы «векторами, или тенденциями, одинаковыми для всех территорий», куда ездили кураторы. Но тенденции на смотрах такого рода – не выявление ли нового? При этом, скажем, «Авторские мифологии» – разве эта «тенденция» не ровесница искусства по крайней мере XX века?.. С другой стороны, триеннале открывается разделом «Мастер-фигура» о влиятельных за пределами их городов художниках. Экспонируют концептуалистов Дмитрия Александровича Пригова и Андрея Монастырского, а других героев-основоположников этого авторитетного направления нет, Ильи Кабакова – отчего-то нет.
Здесь много хороших работ, их весело смотреть – как «вместе весело шагать». Так можно было бы шагать по стендам ярмарки. Красиво! Но при всем уважении к организаторам и проделанной ими работе о чем выставка?