0
2592
Газета Культура Интернет-версия

16.03.2017 00:01:00

Нереволюционные "директории"

Тэги: современное искусство, выставки, гараж, москва, триеннале, минкультуры, гцси, росизо, артем лоскутов, анатолий осмоловский, монстрация, джок стерджес, кабаков, пригов


современное искусство, выставки, гараж, москва, триеннале, минкультуры, гцси, росизо, артем лоскутов, анатолий осмоловский, монстрация, джок стерджес, кабаков, пригов Скульптура Анатолия Осмоловского на фоне работы Артема Лоскутова. Фото автора

В условиях передела власти внутри Московской биеннале современного искусства и произошедшего весной скандального подчинения Государственного центра современного искусства, первопроходца в поддержке contemporary art в регионах, РОСИЗО (см. «НГ» от 26.05.16), придуманная музеем «Гараж» триеннале вызывала надежду. «Гараж» – институция частная, от госсредств и настроений вроде бы не зависящая, но после просмотра выставки надежду все же заслонили вопросы.

Судя по количеству снимков в Интернете, только ленивый не увековечил своего рода заставку выставки – «Золотой автопортрет» Анатолия Осмоловского. Дородный священнослужитель с фигой не в кармане, а показанной городу и миру, с фотографиями смелых акций разных лет на пузе (и с человеком-собакой Олегом Куликом, и с Pussy Riot) стоит рядом с лозунгом «Здесь вам не Москва» с «Монстрации» Артема Лоскутова. Действительно, зрелищно. Учитывая и позиции РПЦ в РФ, и суды над художниками, «Гараж», опять-таки как институция частная, может такое экспонировать. Только «заставка» оказывается «виньеткой» – идея не получает развития.

Судя по тому, что команда музея говорила за круглым столом о триеннале «Артгиду», проект они делали для того, чтобы его увидели иностранные кураторы и посетители парка Горького. Этот аргумент можно понять, имея в виду местоположение площадки (часть экспонатов оказалась за пределами «гаражного» здания – на подступах к парку, например, красуется надпись Кирилла Кто «Спасибо за внимание и попытку понимания» на одном из строений), в отличие, скажем, от большинства площадок московских «взрослых» и «молодежных» биеннале. Удивляет, что триеннале стартует будто с чистого листа, делая выборку в основном из уже известных, часто и на международной сцене, авторов.

Но пока увиденное похоже на эффектную мозаику из несколько разрозненных идей. Комиссар проекта – главный куратор «Гаража» Кейт Фаул и кураторы триеннале – Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Андрей Мизиано, Ильмира Болотян, Татьяна Волкова и Александра Обухова, отказавшись от общей выставочной темы, структурировали работы по частям: «Мастер-фигура», «Авторские мифологии», «Верность месту», «Общий язык», «Искусство действия» и «Морфология улиц». Отдельной строкой идет дискуссионная платформа «Локальные истории искусства», и еще у триеннале запущен сайт, на который загружают информацию «о локальных арт-сценах». Всего из 200 отсмотренных в 40 городах художников на выставку попали 68, и работы их, как пишет в путеводителе Кейт Фаул, созданы «в основном после 2012 года».

В «Гараже» разделы называют «директории». С этим словом возникают разные ассоциации. Например, революционные – сначала во Франции, потом и в России 100-летней давности. Но... то ли революция захлебнулась: если на картине Давида в ванной лежал убитый Шарлоттой Корде Марат, то теперь в музее наполненная водой ванна вставлена Владимиром Архиповым в железный каркас старой койки, сделавшись соединением приятного с (бес)полезным. То ли эта революция отменена: Архипов – известный, нередко выставляющийся художник. Таких «известных» и «нередко» – большинство.

В «Гараже» революционных ассоциаций избежали, используя термин в каталожном значении – и проект уподобляя каталогу. И даже заданный «Золотым автопортретом» Осмоловского тон (раздел «Мастер-фигура»), повторимся, в сюжет не вырастает. Возле этой скульптуры – тоже протестный, но другой по духу зал арт-активистов («Искусство действия»), но здесь разворачивается просто рассказ о том, кто на этом поле работает. Есть там, в частности, и многочисленные феминистские выступления – потом вдруг в «директории» «Авторские мифологии» эта тема возвращается у калининградской группы с названием – «музыка» слов – «Нежные бабы». А сарказм на тему возмущений-оскорблений-запретов, жирно показанный тем же Осмоловским, легко и весело промелькнет – но через десятки работ – у краснодарцев-ЗИПов (это уже будет раздел «Общий язык»). В импровизированных закутках-клетках их «Школы 1,5*1,5» – свои дисциплины, к примеру, довольно прозрачный намек на закрытую осенью выставку Джока Стёрджеса – и предложение дорисовать обнаженную скульптуру, которая наяву предстает головой и половыми признаками, нахлобученными на каркас из досок.

ЗИПы или, скажем, совсем иначе работающий Аслан Гайсумов (в «директории» «Верность месту») с «Номерами» домов из Грозного, где в рядах табличек «молчат» пропуски (работа предоставлена автором и немецкой Zink Gallery), – хорошие, востребованные авторы. И такие должны быть на выставке, которая, хочется думать, поможет и им, и не таким известным художникам. Однако новых имен – немного. В «Гараж», к примеру, инсталлирована «Мастерская Михаила Смаглюка», тоже вполне зрелищная работа с разными смешными приспособлениями. Смаглюк – пока не очень известный в Москве, но состоявшийся, хотя и в смежной области автор, с 1981-го реставратор в Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике.

Вот еще вопрос. «Директории», созданные вместо общей темы, в пресс-релизе названы «векторами, или тенденциями, одинаковыми для всех территорий», куда ездили кураторы. Но тенденции на смотрах такого рода – не выявление ли нового? При этом, скажем, «Авторские мифологии» – разве эта «тенденция» не ровесница искусства по крайней мере XX века?.. С другой стороны, триеннале открывается разделом «Мастер-фигура» о влиятельных за пределами их городов художниках. Экспонируют концептуалистов Дмитрия Александровича Пригова и Андрея Монастырского, а других героев-основоположников этого авторитетного направления нет, Ильи Кабакова – отчего-то нет.

Здесь много хороших работ, их весело смотреть – как «вместе весело шагать». Так можно было бы шагать по стендам ярмарки. Красиво! Но при всем уважении к организаторам и проделанной ими работе о чем выставка?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1311
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1502
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1615
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3868

Другие новости