Фото с сайта Венгерской Национальной оперы
Постановка Венгерской Национальной оперы объединила два сочинения – «Шахту» финна Эйноюхани Раутаваары и «Любовь» Юдит Варги, молодого венгерского композитора. Подчеркнем, что опера Варги была исполнена впервые (мировая премьера), а сочинение Раутаваары, написанное, в 1958 году, впервые поставлено в оперном театре.
Спектакль показали осенью – в дни, когда в Венгрии отмечали 60 лет с момента осенних событий 1956 года. Премьера прошла в рамках грандиозного фестиваля современного искусства CAFe (Contemporary Arts Festival).
Примечателен выбор оперы Эйноюхани Раутаваары. Сочинение это написано в конце 50-х, и негласно посвящено осени 1956-го. Опера о «кровавом воскресении» - о подавленном восстании шахтеров – при жизни автора исполнялась (за 60 лет!) дважды, слишком очевидны были аналогии. В 1963 году была подготовлена телеверсия, уже в XXI веке концертный вариант прозвучал в Тампере, был записан и даже номинирован на Грэмми. Так что, по сути, в Будапеште прошла первая постановка «Шахты». 87-летний композитор, которого на родине считают наследником Сибелиуса, планировал присутствовать на премьере, но, к сожалению, не дожил всего несколько месяцев – летом его не стало, лучшую из своих опер (по собственному признанию Раутаваары) он так и не увидел на сцене.
Его молодая коллега Юдит Варга родилась в 1979 году, училась в Академии им. Листа в Будапеште, потом в Вене. Одновременно с академическими жанрами (музыка и для камерных ансамблей, и для большого симфонического оркестра) она работает и как кинокомпозитор. Опера «Любовь», в частности, была написана на основе рассказов венгерского писателя Тибора Дери, которые в свою очередь стали основой для одноименного фильма 1970-го года. «Любовь» в некотором смысле могла бы быть продолжением «Шахты». Речь здесь идет о жене политзаключенного, которая скрывает от свекрови истинное положение вещей. Та регулярно получает письма от сына (их сочиняет невестка) и убеждена, что он уехал в США заниматься творчеством, снимать главный фильм своей жизни. До возвращения сына мать не доживет – он вернется ровно в тот день, когда ее похоронят.
Фото с сайта cafebudapestfest.hu © Posztós János / CAFe Budapest |
Можно было бы представить, что этот спектакль – кульминация, главное событие фестиваля. Нет. Не то чтобы он теряется, но афиша CAFe столь разнообразна и событийна, что мировая премьера оперы попадает в калейдоскоп ярких событий, не только музыкальных. Фестиваль объединяет и театральное, и изобразительное искусство, дизайн, стрит-арт и проч. Мероприятия проходят на сцене Венгерской оперы и в маленьком студенческом театре (например, здесь проходил кукольный спектакль по «Гоголиаде» Шнитке), роскошном концертном зале Vigado и в современном мультифункциональном комплексе MUPA, в музеях и галереях, даже в модульном шатре рядом с MUPA выступал джазовый ансамбль. Причем с весьма необычным репертуаром – композициями и импровизациями на темы из фортепианного цикла Белы Бартока «Микрокосмос». Музыка Бартока, к слову, была в центре музыкальной программы – к 135-летию со дня рождения композитора.
К слову - в Музее истории музыки, где в основном выставлены старинные музыкальные инструменты, Бартоку посвящен отдельный зал. Фотографии, партитуры, факсимиле… есть и афиши: одна из них – к авторскому концерту композитора (с пометкой «единственный концерт»!), который состоялся в Малом зале Московской консерватории 24 января неизвестного года. Приятно, что этот экспонат не убран в запасники.
Поразительно, что CAFe – наследник «Будапештской осени» - сумел кардинальным образом сменить парадигму. Его старший брат, «Московская осень», так и погрязла в академическом болоте (наверняка там есть и любопытные программы, но абсолютная консервативность их подачи, полное отсутствие маркетинга, да и просто фантазии, давно сузила публику фестиваля до самих же композиторов), а CAFe нашел динамичный и креативный формат. Обновленный фестиваль прошел в 25-й раз. 26-й – не за горами.
Будапешт – Москва