0
1799
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2017 00:01:00

Как мышь стала серым кардиналом

Тэги: театр, мтюз, премьера, кама гинкас, эдвард олби, ясулович, ольга демидова, оксана лагутина, валерий баринов, илья смирнов


театр, мтюз, премьера, кама гинкас, эдвард олби, ясулович, ольга демидова, оксана лагутина, валерий баринов, илья смирнов В семейном кругу тихо не бывает. Любовница - Оксана Лагутина, Сын - Арсений Кудряшов. Фото с официального сайта театра

В Московском театре юного зрителя вышло «продолжение» нашумевшего спектакля «Кто боится Вирджинии Вулф?». Поздняя драма Эдварда Олби «Все кончено» теперь стала частью дилогии Камы Гинкаса в его режиссерском исследовании абсурдистского реализма американского драматурга.

К психологическим драмам подобного толка нужно иметь особый вкус, умение выдержать баланс – и режиссеру, и актерам.  И принципы работы Камы Гинкаса – сдержанной, точечной, скрупулезной в конструировании оттенков чувств  и эмоций, – и актерские силы труппы МТЮЗа, кажется, подходят для Олби невероятно или, наоборот, Олби для них – свой автор. Это особенно бросается в глаза на фоне того, что почивший в прошлом году классик ХХ века, его произведения сегодня уходят с российской сцены. На московской – уже не сыскать. 

Два спектакля Гинкас соединяет одним пространством и частично – актерским составом. Обе драмы играют в фойе второго этажа театра, где теперь расположилась гостиная некоего умирающего господина. Господина знаменитого, не обделенного в последние часы жизни вниманием родственников и настойчивых папарацци. Его бывшая жена, любовница, лучший друг, по совместительству любовник его жены, и двое детей встречаются за столом в ожидании поворотного события. Тот, кто соберет их и заставит три часа кряду копаться друг у друга в душе, на сцене, конечно, не появится. Останется за кадром. Тем бессмысленней и сюрреалистичней будет казаться это сборище, где каждый захочет превознести себя, заниматься только собой – своей болью, прикрываясь большей или меньшей мерой любви к умирающему – мужу, любовнику, отцу, другу: «Мы любим затем, чтобы нас любили».

 Ожидание – томительное, бесконечное, безрадостное – повисает над игровым пространством. Оно замкнуто и ограничено с трех сторон рядами зрителей. Актеры играют даже не на расстоянии вытянутой руки – у зрителя в ногах, присев возле колонны. Действие – отсутствует. Спектакль «Все кончено» – это поэзия статики (поворот головы – пауза – оборванная фраза), уплотненная эссеистичными монологами, из которых и вырисовывается полифония пьесы о любви и смерти – двух непостижимых понятиях. Единственная музыка, которая звучит на контрасте, – плавная, приглушенная фортепианная соната Шуберта.  Кажется, что не происходит ничего, в то время как люди растаптывают свои отношения, расцарапывают себя. Самобичевание героев, вгрызание в ближнего — хотя на уровне пересказа это напомнит любой американский сериал: жена ругается с любовницей мужа и ссорится с собственными детьми, – испытание для зрителей. Все-таки душевный эксгибиционизм, изощренно выписанный литературным слогом (эта, как очень точно устами персонажа охарактеризовал сам автор, «умственная тошнота»), – удовольствие не на каждый вечер. 

Спектакль начинается с тягостного молчания. «Он не дышит?» – первая фраза, разрубающая воздух. Это фраза Жены. Так универсально названы здесь все – без имени, лишь по профессии, принадлежности и родовой связи. Последнее слово скажет Врач (мастер эпизода Игорь Ясулович): «Все кончено». И для героев, прошедших весь этот объем между двумя контрапунктами, слова будут означать отнюдь не физическую смерть их «божества», а распад их прежней, цельной жизни. Когда смыслом существования была ненависть, обида, ревность. Было кого отнимать друг у друга, было кому посвящать свою любовь. Было чем наполнить себя. 

Жену-константу играет Ольга Демидова, сыгравшая Марту в «Кто боится Вирджинии Вулф?». Это властная роскошная женщина с мужской хваткой и античным размахом страстей, привыкшая жить нападением. Она вихрем проходится по сцене, статуарно замирает в эффектных позах. Вся – напоказ. У Олби ее сопровождает ремарка «крик раненого зверя, исполненный ярости и боли». В спектакле Гинкаса она, как раненая львица, заставляет всех трепетать, не повышая голоса, оставаясь, однако, на тон громче. Голос – незаменимый инструмент актрисы внутри статичной партитуры. Демидова буквально за одну фразу меняет модуляции от сладостно-женственного, растерянно-мягкого до жестко-приказного, бескомпромиссного. Такими же эпитетами можно описать ее отношения с соперницей и детьми. Качели – от дружбы и нежности до презрения. И, как это бывает у крупных личностей – все одновременно.

Любовница (Оксана Лагутина) – полная противоположность. Закрытая и замкнутая, незаметная мышка, на первый взгляд тоже обнаруживает железные струны, на наших глазах превращаясь в серого кардинала. Их противостояние с Женой – дихотомия. И Каме Гинкасу больше всего интересна тут именно женская психология, ее патология любви-собственничества. Третий типаж – Дочь (София Сливина), крушащая все вокруг от бессилия заполучить материнское внимание. Мужские персонажи обаятельны в кратких эпизодах (деликатный Адвокат Валерия Баринова, Мальчик-ботаник Ильи  Смирнова), составляют крепкий, но  второй план. Сильно омолодив героев (у Олби все персонажи гораздо старше), Гинкас заостряет тему отцов и детей – еще одну вариацию ранящей любви.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
505
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
520
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
544
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
628

Другие новости