0
3818
Газета Культура Интернет-версия

16.02.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. В пустых музейных залах…

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – ректор ГИТИСа, обозреватель «Независимой газеты».

Тэги: чечня, культура, музеи


чечня, культура, музеи Фото пресс-службы Литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого

Вернулся из Чечни. Был в Грозном, в Гудермесе, в Аргуне… Первые полтора дня – почти шоковое состояние. Следы войны почти полностью исчезли с улиц. Но избавиться от них все равно невозможно. Заходит, например, разговор о последнем – перед началом войны – чеченском курсе в ГИТИСе, и тут же выясняется, что в живых не осталось ни одного… Что тут скажешь? Тут вдруг и понимаешь смысл «минуты молчания», возникающей совершенно естественно: только и остается, что помолчать.

А попутно вспоминаешь и казавшуюся два года назад только художественным проектом (фигурой речи, отвлеченным, абстрактным понятием) «Палатку» Аслана Гауйсумова, уже хорошо известного в Европе художника из Чечни, который на фестивале «Аланика» во Владикавказе поставил во дворе Национальной библиотеки походную солдатскую палатку, в каких жили в Чечне в годы войны беженцы, и расписал ее изнутри ампирными ангелочками и прочими завитками, подобием богатой, избыточной дворцовой лепнины. В Чечне это естественное желание обустроить уют тут и там оборачивается таким вот «ампиром в солдатской палатке», так точно схваченным художником как символ стремительно – как в сказках из «Тысячи и одной ночи», где все чудеса обычно случаются за ночь! – построенных на развалинах дворцов.

Среди самых сильных впечатлений этой короткой поездки – два музея, Литературно-этнографический музей Льва Толстого в станице Старогладовской Шелковского района и бывшая усадьба Хастатова в селе Парабоч, куда к своей родной сестре привозила внука, Михаила Юрьевича Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Чудом сохранившийся дом с балками и даже несколькими дверями, пережившими все передряги, устоявший все эти 250 лет (дом – такой древний!), с подвалами, с двумя галереями – вокруг первого и второго этажей… Красивый дом, где нас встречали наследники (и наследницы) бывших здешних казаков, внешне – совершенно не отличимые от чеченцев, выдающаяся директриса лермонтовского музея, теперь уже бывшая, но оставшаяся работать здесь научным сотрудником, – Светлана Батиевна Темирбулатова. Ее гостем можно только стать, а перестать им быть, уехать – почти невозможно. Да и не хочется уезжать из такого дома.

Совсем другая история – с Музеем Льва Толстого. Родившийся из школьного краеведческого музея, который полвека тому назад в Старогладовской создали учителя, супруги Радченко, он очень скоро превратился в самый настоящий музей, приобрел официальный статус и – был разрушен и почти уничтожен в ходе двух чеченских войн. А потом – заново отстроен и открыт. 

Нас встретили. Провели внутрь. Нынешний директор Салавди Загибов пригласил нас в первый зал, посвященный пребыванию Льва Толстого на Кавказе, и мы вошли… в совершенно пустое пространство – белые стены, плитка на полу, чисто вымытая… Как это написано у Бродского: «И тишина. И более ни слово. И эхо…» Примерно так.

Следующий зал. Такой же. Следующий. Пустой. И в самом конце нашего все более печального и абсурдного перехода из одного музейного зала в другой – хранилище с большой коллекцией предметов быта – старого казаческого, дореволюционного, XIX – начала XX века, и советского быта – домашняя утварь, зримые приметы советской коммунистической агитации и пропаганды, снова – быт, когда-то в этих местах богатый, зажиточный и одновременно военный, поскольку станица была еще и заставой, местом, куда казаки приезжали ненадолго передохнуть, чтобы снова отправиться на боевое дежурство…

И вот, значит, Салавди Загибов завершает экскурсию в этой сокровищнице Аладдина с соответствующими волшебными лампами. И приглашает приехать еще.

–  У музея в станице Старогладовской Шелковского района Чеченской Республики очень непростая история, – так он начал свой рассказ. Кто бы знал, что скрывается за этими его словами!

Я всe понимаю – про неделимый Музейный фонд и про то, что каждый музей не просто дорожит, а дрожит над своим собранием, даже когда его сотрудники понимают, что из сотен тысяч экспонатов, лежащих в хранении, многие никогда не попадут ни на какие выставки. Фонд и должен оставаться неделимым, и делить его ни в коем случае нельзя, даже начинать не стоит. Но вот в Москве – три музея Льва Толстого. В Хамовниках,  на Пятницкой и на Пречистенке. В Москве – три. И хорошо, ни один  не лишний. Есть, как известно, и другие. Неужели невозможно собрать временную выставку – одну, другую, третью, чтобы, проявив такую известную во всем мире музейную солидарность,  поддержать своих коллег в Чечне. И так-то пострадавших (…а значит, обрусевших…), и так – потерявших и с такими трудами восстановивших свой музейный дом, так и лишенный, так и не имеющий экспозиции. И посетителей водят по пустынным залам… В то время как наши ученые озабочены (и правильно, конечно, что озабочены) спасением Пальмиры… Но есть, как выясняется, что сохранять и у нас. Можно сказать – под боком.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
517
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
532
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
558
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
640

Другие новости