0
2765
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2017 00:01:00

Петербургские сновидения на волжских берегах

Тэги: шаляпинский фестиваль, опера, пиковая дама, юрий александров, виктор герасименко


шаляпинский фестиваль, опера, пиковая дама, юрий александров, виктор герасименко В сценах с Германом Графиня не чувствует себя старухой. Фото предоставлено пресс-службой театра

Нынешний оперный сезон в России, можно сказать, проходит под знаком «Пиковой дамы». Осенью новые версии оперы Чайковского показали Москва (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Новосибирск, весной свое слово скажет Ростов. А в начале февраля в Казани представили свою версию режиссер Юрий Александров и художник Виктор Герасименко, тот самый тандем, что несколько лет назад поставил «Пиковую даму» на сцене московской Новой Оперы в достаточно радикальном варианте. Их нынешняя версия – совсем иная.

Есть немало опер, действие которых может происходить где и когда угодно. «Пиковая дама» – не из их числа. И если время действия в ней легко варьируется (от прописанной в либретто екатерининской эпохи или фигурирующей у Пушкина николаевской к концу XIX столетия и далее – вплоть до первых послереволюционных лет, пока город на Неве еще не превратился в Ленинград), то место дислокации изменить нельзя. Петербург – тот воздух, та атмосфера, вне которой эта история и ее герои окажутся в положении рыбы, вынутой из воды.

Петербург – один из главных героев спектакля Александрова и Герасименко, материализовавших, кажется, самый дух города-призрака, в котором красота и роскошь словно бы впитали в себя болотное испарение и неразрывно связаны с образами смерти и тления. Неудивительно, что главный персонаж здесь не столько Герман, сколько Графиня, воплощающая в себе легенду, мистическую суть и выморочный характер всей этой красоты. Графиня, предстающая в прологе (на музыку интродукции) повелительницей черных сил, а в сценах с Германом – молодящейся кокеткой, готовой продемонстрировать, что не просто «знала когда-нибудь чувство любви», но и вполне в состоянии испытать ее восторг прямо сейчас.

Германа в отличие от постановки в Новой Опере Александров не превращает в некоего демонического антигероя-разрушителя, перемещающегося из эпохи в эпоху. Герман здесь и впрямь напоминает того лирического героя, какого имел в виду Чайковский (признававшийся в одном из писем, что плакал, когда писал сцену его смерти), с поправкой на определенную деформацию психики, почти неизбежную в городе, породившем персонажей Достоевского. И этот Герман обитает по большей части в мире снов, а не в реальности. Так что спектаклю вполне подошло бы название «Петербургские сновидения» (как в стародавние времена Юрий Завадский озаглавил свою версию «Преступления и наказания» в Театре им. Моссовета).

Подобно двуликому Петербургу, этот спектакль также соединяет в себе почти что классическую ясность и ускользающую зыбкость, недосказанность. Действие его из конца XVIII века передвинуто на столетие вперед, во времена самого Чайковского, что, впрочем, неоднократно делалось еще задолго до эры режиссерской гегемонии. Имеются и иные «вольности», либретто не предусмотренные (вроде появления Елецкого во второй картине, кстати, один из очень немногих моментов, напоминающих о спектакле Новой Оперы). Есть даже купюры – начало сцены в Летнем саду и финал третьей картины с появлением императрицы. Но никаких существенных противоречий между спектаклем и партитурой не возникает.

Стараниями Виктора Герасименко и его команды (Данила Герасименко, отвечающий за видеопроекции, и художника по свету Антона Стихина) спектакль получился еще и очень красивым, но не гламурным – скорее эстетским. Визуальная сторона выходит нередко на первый план, не затемняя концептуальной составляющей, но вместе с тем являя и вполне самодостаточную художественную ценность.

Безусловно удачным следует признать кастинг, объединивший исполнительские силы Москвы, Петербурга, Киева и самой Казани, в котором на сей раз не было ни одного прокола.

Как правило, камнем преткновения для большинства театров становится Герман. В Казани в этой партии выступили два отличных драматических тенора из Москвы. Но если Сергей Поляков из Новой Оперы предстал действительно Германом – нервным, импульсивным, изначально несущим в себе зерно безумия и вызывающим зрительское сопереживание, то Николай Ерохин был прежде всего тенором. Он честно отрабатывал предложенный режиссером рисунок роли, но по части актерского наполнения заметно проигрывал своему конкуренту, который, кстати, и пел нисколько не хуже.

В партии Графини ветеран Большого театра Татьяна Ерастова демонстрировала хорошую форму, но все же интереснее и раскованнее оказалась в этой роли Александра Саульская-Шулятьева из Новой Оперы.

Постоянная участница фестиваля Оксана Крамарева из Национальной оперы Украины была прекрасной Лизой, но ей лишь немногим уступала Марина Нерабеева из Новой Оперы.

Хороши оба Елецких – Владимир Мороз и Владимир Целебровский. Из двух Томских органичнее был Виктор Коротич, хотя и выступление Анджея Белецкого неудачным не назовешь.

Очень хороша была Полина – Оксана Давыденко из Казахстана, но и студентка местной консерватории Екатерина Воронцова произвела недурное впечатление в этой партии. К названным выше стоило бы, по-хорошему, добавить и практически всех исполнителей второстепенных партий, но не будем утомлять читателя слишком большим количеством фамилий.

За дирижерским пультом стоял постоянный гость казанского форума Марко Боэми. Музыку Чайковского итальянский маэстро в целом чувствует (тем более что в свое время делал здесь «Онегина», и, кстати, очень хорошо), но трагической бездны в его интерпретации все же несколько не хватало.

Казань–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1228
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
768
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1483
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1435

Другие новости