0
2015
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2017 00:01:00

Реставрация сродни археологии: нужно копать и копать, чтобы что-нибудь узнать

Тэги: культурное наследие, алтарные образы, исследовательский проект, гентский алтарь, реставрация, анне ван гренвенстайн, интервью


культурное наследие, алтарные образы, исследовательский проект, гентский алтарь, реставрация, анне ван гренвенстайн, интервью Фото сайта www.sintbaafskathedraal.be

Гентский алтарь из собора Св. Бавона в Генте, называемый также «Поклонение мистическому Агнцу», – один из главных алтарных образов в истории искусства. Полиптих, над которым работали братья Губерт и Ян ван Эйк, был завершен Яном в 1432 году, и с тех пор судьба произведения складывалась драматично. Вплоть до того, что в 1934-м створка с «Праведными судьями» была украдена, потом в войну фашисты вывезли алтарь в Германию, а затем спрятали в соляной шахте в Австрии. В 2010-м начался проект по исследованию этого памятника, был запущен сайт (www.closertovaneyck. kikirpa.be), где складень можно рассмотреть в мельчайших деталях в огромном разрешении. В 2012-м Королевский институт культурного наследия Бельгии (KIKIRPA) приступил к реставрации внешних створок, которая недавно завершилась. Цвета стали ярче, и проявилась глубина изображения. Когда почетный профессор Амстердамского университета Анне ван ГРЕНВЕНСТАЙН, одна из руководителей проекта, приезжала в Третьяковскую галерею, корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ удалось задать ей несколько вопросов об этом проекте.

Реставрация по-прежнему открытая, то есть часть алтаря находится на своем месте в соборе Св. Бавона в Генте, а часть – в Музее изобразительных искусств Гента?

– Да, это мост взаимоотношений с Церковью, алтарь должен быть всегда доступен для обозрения. И по одному билету можно посмотреть обе части – и в соборе, и в музее.

Последняя реставрация Гентского алтаря прошла в 1950–1951 годах, и хотя этот памятник хорошо изучен (там даже насчитали десятки видов растений), все равно открываются какие-то новые вещи, и многое еще предстоит выяснить. Вы, например, упоминали о голубе на внутренних створках, который был написан в XVI веке и меняет изначальную иконографию, но его нельзя убирать. Какие новые детали вы обнаружили?

– На внешних створках за портретом донатора мы нашли изображение паутины, которая была записана. Пытаемся понять, что это может означать: было ли это просто реалистической деталью без символической нагрузки или могло иметь иконологическое объяснение вроде того, что все смертны. Такие детали по крупицам попадают в историю искусства.

А удалось ли сейчас больше понять про разделение работы между братьями ван Эйк?

– Мы надеемся, что это прояснится, но пока говорить рано. Что касается внутренних створок, сначала нам предстоит провести большое исследование, поэтому пока мы работаем с гипотезами, появившимися в XIX – начале XX века. Однако вот один момент: фонтан, источник жизни, в центре был добавлен после написания травы и всевозможных цветов, об этом говорится в искусствоведческих книгах. И вы видите источник жизни, который, согласно католической вере, мог быть символом спасения, связанного с крещением.

Когда он был дописан?

– Еще неизвестно. Как и то, был ли он добавлен младшим братом Яном ван Эйком или позже. Пока мы не пришли к какому-то заключению. Но уже известно, что сам Агнец был переписан и стал чуть больше первоначального.

Переписан зачем?

– Не знаем! Тут, как в археологии, нужно еще копать и копать, чтобы что-нибудь узнать. Ведь реставрация – это история не только про пигменты и живопись, но и про идеи.

На многих религиозных картинах раннего Возрождения, и таких много и в ранненидерландской живописи (в европейской традиции ее называют «фламандскими примитивами». – «НГ»), художники часто писали города вдали. С одной стороны, там, особенно когда изображались сооружения, хоть отдаленно отсылавшие к иерусалимским святыням, были аллюзии в том числе и на Небесный Иерусалим. С другой, исследователи спорят, насколько постройки, напоминавшие современные, могли быть изображением конкретных европейских зданий или все-таки фантазийными образами. На внутренних створках Гентского алтаря есть городской пейзаж на дальнем плане, относительно возможной идентификации зданий которого существует много версий...

– В 1950-х была гипотеза, что во время реставрации в XVI веке городской пейзаж был изменен. Вообще на эту тему можно отдельную лекцию читать. Сейчас считается, что одна из башен на дальнем плане напоминает башню в Утрехте. Возможно, ее добавили при реставрации в 1550-м художники Ян ван Скорел (который жил тогда в Утрехте и даже принял духовный сан. – «НГ») и Ланселот Блондель. Однако сейчас исследователи нашли похожую башню на другой работе ван Эйка, хранящейся в Лувре (в Париже находится «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка. – «НГ»). И поскольку Скорел и Блондель ту картину не трогали, возможно, и на Гентском алтаре башня была изначально. Но, знаете, эти мнения меняются.

Вы использовали, в частности, рентгенофлуоресцентный метод. Расскажите, пожалуйста, что он дает.

– Этот метод (X-ray fluorescence) требует длительного времени (на анализ крохотного фрагмента уходит 48 часов), но он более детальный и позволяет исследовать более точечно, каждый миллиметр, интенсивность цвета на разной глубине красочного слоя. А еще сейчас невероятно усовершенствована сама микроскопия: 3D-микроскопом мы можем просматривать произведения глубже и в трех направлениях.

Бюджет проекта на 80% состоит из средств бельгийского правительства, а 20% дал поддерживавший запуск сайта Фонд Гетти? (В бельгийской прессе названы цифры примерно в 1,35–2 млн евро, но сообщается, что может потребоваться увеличение финансирования. – «НГ»).

– Нет, фонд поддерживал проект на начальной стадии. А когда началась реставрация, 20% дали другие спонсоры.

На сайте проекта датой завершения проекта значится 2017-й, в СМИ уже встречается и 2020-й...

– 2017-й – то, как мы планировали. Но есть большая проблема, и мы стараемся понять, как сделать лучше Гентскому алтарю и сохранить мир с Церковью. Если столкнемся с такими же проблемами при работе над внутренними створками, с какими столкнулись, реставрируя внешние, проект может не завершиться и в 2020-м. Мы ведем переговоры, но, как известно, воевать проще, чем добиться мира. И Церковь тоже можно понять. Такие проблемы есть во всем мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1462
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1666
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1772
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4085

Другие новости