Гриша Брускин в Венеции был и будет.
Фото автора |
Комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский на прошедшей сегодня в ТАСС пресс-конференци
Что конкретно покажут в Венеции, пока осталось не вполне понятным, но ясно, что будущий проект устроен по принципу матрешки. Комиссар павильона Семен Михайловский не стал приглашать внешнего куратора и взял эти функции на себя, а в ассистенты комиссара позвал Екатерину Толстую. При этом у Гриши Брускина и у группы Recycle имеются еще свои сокураторы. Но - по порядку.
Тема выставки, которая представит Россию на биеннале, - Theatrum Orbis - адресует к названию атласа, изданного в 1570 году в Антверпене Абрахамом Ортелиусом. Полное его заглавие - Theatrum Orbis Terrarum ("Зрелище Круга Земного"), но суть - в Theatrum. Эпоха великих географических открытий не только распахнула новые горизонты - реальность тоже изменилась, и "театр" тут означает уже сцену, на которой разворачивались мировые процессы. "Театр" в павильоне России предстанет в формате триптиха.
Первая его часть - "Смена декораций" - "белая многофигурная инсталляция" классика современного искусства Гриши Брускина, займет верхний этаж. Пока сообщается, что это символ "нового миропорядка" и что автор "обращается к актуальным и тревожным процессам и явлениям нашего времени - растущей агрессии, террору, иррациональной жизни масс, стратегии контроля и управления, которые пронизывают жизнь современного человека". Сокураторами "Смены декораций" станут Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из венецианского университета Ка'Фоскари (Бурини - также директор Центра изучения культуры России (CSAR), что был учрежден Ка'Фоскари и Дирекцией международных программ при содействии российских Минкульта и Министерства иностранных дел). Они же в 2015-м курировали венецианские выставки Брускина - и вошедшую в параллельную программу 56-й Венецианской биеннале "Коллекцию археолога", и показанный отдельно "Алефбет: Алфавит памяти" (см. "НГ" от 23.07.2015).
Нижний этаж российского павильона оставлен молодым художникам. Во второй части Theatrum Orbis группа Recycle под вывеской Blocked Content поразмышляет "на тему жизни и смерти в формате виртуального мира, где единственным ограничением вечной жизни является блокировка". Андрей Блохин обещает явить публике "ад и чистилище в стремительно меняющемся мире" (сокуратор этого проекта - Екатерина Щербакова). А в завершающей третьей части Саша Пирогова представит Inner Physics, многофигурное видео, где речь тоже пойдет о жизни и смерти - но и о бессмертии. Говорить об этом художница собирается "с использованием теории динамического хаоса". У Пироговой своего сокуратора, по крайней мере пока, нет.
Наконец, композитором Theatrum Orbis выбран музыкальный руководитель Электротеатра "Станиславский" Дмитрий Курляндский с "Комедией слышания" - диалогом с венецианским композитором Луиджи Ноно и его "Прометеем, трагедией слышания". Курляндский говорит, его звуковая инсталляция с "идеями преодоления звука и пространства" не столько послужит "оформлению" остальных проектов, сколько "станет его собственной историей, павильон же будет точкой пересечения нескольких параллельных историй разных художников". При этом все "зрители станут участниками исполнения" произведения.
Организаторами выставки в российском павильоне значится не только Министерство культуры, но и "РОСИЗО". Бюджет выставки о жизни, смерти и стремительно меняющемся времени составит 45-50 млн. рублей. Из них, по словам комиссара Михайловского, от Минкульта будет 7 млн. рублей - "на уборку помещений, смотрителей и командировки". Остальное - от спонсоров. (Для сравнения: на двух предыдущих биеннале общий бюджет российского павильона тоже был в пределах 45-50 млн. рублей, но в 2013-м Минкульт дал 24 млн. рублей (и до 50-ти млн. эту сумму увеличила тогдашний комиссар Стелла Кесаева см. "НГ" от 31.05.2013). А два года спустя, по сообщению ТАСС со ссылкой на Кесаеву, перед открытием смотра профильное ведомство обещало компенсировать "чуть меньше четверти", лишь 10 млн. рублей).