0
3538
Газета Культура Интернет-версия

27.01.2017 21:33:00

Россия покажет на 57-й Венецианской биеннале Theatrum Orbis

Тэги: венецианская биеннале, современное искусство, павильон россии, гриша брускин, recycle, андрей блохин, георгий кузнецов, саша пирогова, theatrum orbis, семен михайловский


DSC_4234а_s.jpg
Гриша Брускин в Венеции был и будет.
Фото автора

Комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский на прошедшей сегодня в ТАСС пресс-конференции пересчитывал оставшиеся до открытия смотра месяцы в дни, а те - в часы, мол, время есть... 57-я Венецианская биеннале с общей темой Viva Arte Viva ("Да здравствует живое искусство!"), предложенной нынешним куратором - главным куратором Центра Помпиду Кристин Масель, пройдет с 13 мая по 26 ноября. Это известно давно, а вот кто из художников займет павильон России на престижном смотре, отчего-то никак не сообщали. Имена стали известны лишь неделю назад (см. "НГ" от 22.01.2017), это будут участвовавшие в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале Гриша Брускин и группа Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов). А еще - видеохудожница Саша Пирогова.

Что конкретно покажут в Венеции, пока осталось не вполне понятным, но ясно, что будущий проект устроен по принципу матрешки. Комиссар павильона Семен Михайловский не стал приглашать внешнего куратора и взял эти функции на себя, а в ассистенты комиссара позвал Екатерину Толстую. При этом у Гриши Брускина и у группы Recycle имеются еще свои сокураторы. Но - по порядку.

Тема выставки, которая представит Россию на биеннале, - Theatrum Orbis - адресует к названию атласа, изданного в 1570 году в Антверпене Абрахамом Ортелиусом. Полное его заглавие - Theatrum Orbis Terrarum ("Зрелище Круга Земного"), но суть - в Theatrum. Эпоха великих географических открытий не только распахнула новые горизонты - реальность тоже изменилась, и "театр" тут означает уже сцену, на которой разворачивались мировые процессы. "Театр" в павильоне России предстанет в формате триптиха.

Первая его часть - "Смена декораций" - "белая многофигурная инсталляция" классика современного искусства Гриши Брускина, займет верхний этаж. Пока сообщается, что это символ "нового миропорядка" и что автор "обращается к актуальным и тревожным процессам и явлениям нашего времени - растущей агрессии, террору, иррациональной жизни масс, стратегии контроля и управления, которые пронизывают жизнь современного человека". Сокураторами "Смены декораций" станут Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из венецианского университета Ка'Фоскари (Бурини - также директор Центра изучения культуры России (CSAR), что был учрежден Ка'Фоскари и Дирекцией международных программ при содействии российских Минкульта и Министерства иностранных дел). Они же в 2015-м курировали венецианские выставки Брускина - и вошедшую в параллельную программу 56-й Венецианской биеннале "Коллекцию археолога", и показанный отдельно "Алефбет: Алфавит памяти" (см. "НГ" от 23.07.2015).

Нижний этаж российского павильона оставлен молодым художникам. Во второй части Theatrum Orbis группа Recycle под вывеской Blocked Content поразмышляет "на тему жизни и смерти в формате виртуального мира, где единственным ограничением вечной жизни является блокировка". Андрей Блохин обещает явить публике "ад и чистилище в стремительно меняющемся мире" (сокуратор этого проекта - Екатерина Щербакова). А в завершающей третьей части Саша Пирогова представит Inner Physics, многофигурное видео, где речь тоже пойдет о жизни и смерти - но и о бессмертии. Говорить об этом художница собирается "с использованием теории динамического хаоса". У Пироговой своего сокуратора, по крайней мере пока, нет.

Наконец, композитором Theatrum Orbis выбран музыкальный руководитель Электротеатра "Станиславский" Дмитрий Курляндский с "Комедией слышания" - диалогом с венецианским композитором Луиджи Ноно и его "Прометеем, трагедией слышания". Курляндский говорит, его звуковая инсталляция с "идеями преодоления звука и пространства" не столько послужит "оформлению" остальных проектов, сколько "станет его собственной историей, павильон же будет точкой пересечения нескольких параллельных историй разных художников". При этом все "зрители станут участниками исполнения" произведения.

Организаторами выставки в российском павильоне значится не только Министерство культуры, но и "РОСИЗО". Бюджет выставки о жизни, смерти и стремительно меняющемся времени составит 45-50 млн. рублей. Из них, по словам комиссара Михайловского, от Минкульта будет 7 млн. рублей - "на уборку помещений, смотрителей и командировки". Остальное - от спонсоров. (Для сравнения: на двух предыдущих биеннале общий бюджет российского павильона тоже был в пределах 45-50 млн. рублей, но в 2013-м Минкульт дал 24 млн. рублей (и до 50-ти млн. эту сумму увеличила тогдашний комиссар Стелла Кесаева см. "НГ" от 31.05.2013). А два года спустя, по сообщению ТАСС со ссылкой на Кесаеву, перед открытием смотра профильное ведомство обещало компенсировать "чуть меньше четверти", лишь 10 млн. рублей).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
830
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
427
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
368
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
476

Другие новости