0
4613
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2017 00:01:00

Николай Коляда: "Я кланяюсь каждому зрителю моего театра"

Тэги: николай коляда, театр, екатеринбург, гастроли, москва


николай коляда, театр, екатеринбург, гастроли, москва Фото Леонида Селеменева

В Театральном центре «На Страстном» до конца января проходят гастроли одного из самых самобытных театров России – екатеринбургского «Коляда-театра». В Москву театр приезжает уже 11-й раз. На «Коляда-фестиваль» труппа привезла 39 спектаклей, часть из них – постановки молодежного Центра современной драматургии, который работает под эгидой «Коляда-театра» и впервые выступит со своим репертуаром в столичном пространстве Боярских палат. Создатель уральского феномена Николай КОЛЯДА рассказал корреспонденту «НГ» Елизавете АВДОШИНОЙ о том, как сегодня существует театр без государственной поддержки и почему страшно встречать свой юбилей. 

Переживаете перед гастролями в столице, несмотря на опыт?

– Всегда переживаешь. Москва есть Москва! Как экзамен сдаешь. Не хочется, чтобы сказали: «Наш-то совсем сбрендил!» Хочется, чтобы сказали, что театр развивается и вперед идет. В этот раз мы привезли не только четыре премьеры, но и спектакли Центра современной драматургии (ЦСД) – нужно, чтобы и про них тоже узнали, их оценили. Это отдельная труппа со своими режиссерами – «дочернее предприятие» «Коляда-театра».

Конечно, всегда боишься. Не так – вот мы приехали, сейчас все прибегут. Мы провинциальный театр! Хочешь того или нет, Москва видела режиссеров со всего мира, а тут театр из Екатеринбурга приезжает – маленький, крошечный, можно сказать. Но вот билеты у нас как горячие пирожки расходятся: первые три спектакля были с аншлагами. Спасибо москвичам! Хотя для меня это удивительно. Потому что я знаю, что все провинциальные театры, если они едут в Москву (это называется «творческий отчет»), они приезжают на день-два-три, в это вбухиваются огромные бюджетные деньги, а в зале в итоге сидит уральское землячество. А у нас публика. Гастроли уже окупились (до начала заработали 6 миллионов). Не так, что приехали убогие, пожалей их. У зрителей уважительное отношение – и ко мне, и к моим актерам. Это очень приятно. У меня есть выдающиеся артисты в труппе: Олег Ягодин, Тамара Зимина, Сергей Федоров, Сергей Колесов. 

В прошлом году вы напугали москвичей, сказав, что гастроли-2016 были последними... 

– В прошлом году в Екатеринбурге на наших традиционных «Колядках», новогодних представлениях для детей, в зале сидело по 10–15 человек. Доллар и евро скаканули, и детей очень мало было на спектаклях, никто ведь не знал, что с рублем будет. А мы обычно зарабатывали деньги на «Колядках», потом ехали на них в Москву. У меня же нет никаких спонсоров, никто не помогает. И в прошлом году была финансовая яма. Помню, приехали в Москву, а я не мог выдать суточные артистам (600 рублей в день). Катастрофа. Я сидел с вытаращенными глазами и не знал, что делать. Написал в Facebook: «Москвичи, дорогие, придете на спектакль к нам – пожалуйста, купите сувениры, книги у нас». И вечером прибежали москвичи, купили кучу книг, приходили с деньгами в конверте. Мы выкрутились. Но я подумал, что если такая ситуация будет повторяться, когда сидит руководитель и не знает, как накормить людей, то мы просто больше не поедем в Москву. 

А в этом году на новогодние «Колядки» – то ли все успокоились, то ли еще что – зрители приходили. Мы сделали «Сказку о золотом петушке», поставили 10 дополнительных представлений. И заработали достаточно приличные деньги. Спасибо пионеру маленькому, сопливому, который идет и рубль в кассу несет!

У театра уже появилось и свое здание в центре Екатеринбурга, и филиал, Центр современной драматургии (ЦСД), а какие проблемы еще не решены? 

– Мне бы хотелось повысить зарплату артистам, но это все зависит от сборов, сколько продадим билетов. Сейчас в театре работает 120 человек: 60 артистов вместе с ЦСД и 60 человек обслуживающего персонала. Для того чтобы зарплата росла, должны быть полные залы, а полные залы будут тогда, когда я буду ставить хорошие спектакли. А для хорошего спектакля надо написать хорошую пьесу. Вот, понимаете, цепочка такая. Я должен много работать. Страшно, конечно, что мне в этом году 60 лет исполняется. Главное, чтобы я в маразм не впал, продолжал ставить современные, интересные спектакли, чтобы публика ходила. Зал-то у нас в Екатеринбурге не такой большой: 130 мест. Но заполнить его тоже достаточно сложно, поскольку театр необычный. 

Вы сменили главного режиссера ЦСД. Почему? 

– ЦСД – это место для эксперимента. Там небольшой зал: 40–50 человек всего. Но надо, чтобы эти места заполнялись каждый вечер. Был главным режиссером Александр Вахов (актер, режиссер «Коляда-театра». – «НГ»), что-то у него не получалось, он ушел в свободное плавание. Сейчас был Ринат Ташимов (актер, драматург, ученик Коляды. – «НГ»). Он говорит: «Я не могу ставить сказки, комедии для народа». А что плохого? Вот Лия Ахеджакова, я помню, на репетиции мне сказала. Я говорю: «Здесь будут ржать», а она: «А что плохого? Пусть люди посмеются. Жизнь тяжелая, пусть придут в театр, отдохнут». Это, по-моему, очень правильно и справедливо. Нельзя все время только рубаху на себе рвать. Люди заплатили деньги, пришли отдыхать, пускай. Ничего страшного. Все-таки театр – это развлечение прежде всего, а не трибуна. Что бы там ни говорили.

Но Ташимов решил, что будет ставить «Фауста». А, извините, Маша с Уралмаша, когда увидит такое на афише, она пойдет? Нет, не пойдет. А мы должны повезти спектакль – в Алапаевск, в Пышму, в Тугулым – заработать денег. Есть комедии смешные, которые написали уральские драматурги, их можно поставить. Ничего позорного в этом нет. Нет, после «Чайки» он поставил «Москву–Петушки», а теперь «Фауста». Формировать труппу кто будет? А заниматься дисциплиной?

Я посмотрел на Антона Бутакова (актер «Коляда-театра». – «НГ»), он сделал две постановки для ЦСД. У него амбиции большие. Придумывает всякие проекты. Какие-то квесты, бродилки, даже не знаю, что это такое. Но это приносит какие-то деньги в кассу. Не может театр так существовать: эксперимент ради эксперимента. У нас нет ни спонсоров, ни бюджетной составляющей.

Вот как у меня репертуар строится? Есть «Баба Шанель», «Группа ликования», «Всеобъемлюще», «Курица», «Скрипка, бубен и утюг» (комедии самого Коляды. – «НГ») – это черный хлеб. Я могу такой спектакль поставить семь раз на неделе, и будет битком народу. Но есть и «Король Лир», «Трамвай «Желание», «Борис Годунов» – те спектакли, которые серьезный разговор со зрителем затевают. В кассе – для бабушки, для пенсионера, для пионера – на любой вкус, чтобы никто не ушел без билета. Потому что эксперименты – это хорошо, но в частном театре все денег стоит. Вот я вкрутил лампочку на сцене – к нам счет приходит. А чем платить?

Так что я должен найти человека для ЦСД, на которого я смогу положиться. Понимаете, я кланяюсь каждому человеку, который приходит ко мне в зрительный зал, в «Коляда-театр». Подпишу программку, провожу, что-то скажу, и люди чувствуют: к ним другое отношение. Не просто так: пришли и идите. Человек вернется, если к нему человеческое отношение. И я бы того же хотел требовать от главного режиссера ЦСД. Нужно сутками быть в театре и гореть этим. То есть делай, как я!

Ваш очередной курс драматургов подает надежды?

– Много талантливых людей учится. На четырех курсах человек 50 всего. Черт его знает, что будет на выходе. Кто-то сразу заявляет о себе (например, Роман Дымшаков, читку его пьесы мы покажем в Москве), кто-то позже. Откуда-то они появляются, я даже сам не знаю. Вдруг приходят и меня даже удивляют – не додумался бы в жизни так написать!

Вы выпускаете собственное собрание сочинений. Почему решили заняться этим сами?

– На каждой из книг написано: «Издание выходит в авторской редакции». Я сам его собираю, сам редактирую, правлю тексты, какие-то глупости вычеркиваю. То есть за все отвечаю. Сейчас вышло 8 томов, всего будет 12.

Я хочу, чтобы это вышло сейчас, а не после того, как я уйду из жизни. Издаю за свой счет. Вы думаете, найдется тот, кто придет и скажет: «Коляда, хочу издать твое собрание сочинений и заработать миллионы»? Друг степей калмык не будет вырывать у тунгуса мои книги. Такое собрание на большого любителя рассчитано. Первый, второй тома – рассказы и повести. Начиная с третьего тома – пьесы. А пьесы у нас очень не любят читать. Традиция такая считать, что пьеса в России – не литература. Можно написать все что попало, а хорошие артисты расскажут. Я помню, в 90-м году меня не принимали в Союз писателей Екатеринбурга и говорили: «Ты же драматург, а это не литература».  А потом было Всесоюзное совещание в Москве, здесь меня расхвалили и выдали членский билет. Борис Рыжий, он работал у меня в журнале «Урал», всегда говорил: «Поэзия – это высокая частота звучания, а ваша драматургия – низкая частота».

Я ученикам своим объясняю: «Пишите красивый литературный текст. Не пишите «авансцена», «фонарь», «занавес», «кулиса». Опишите кусок жизни». Как у  Чехова: жизнь идет. А не просто «ушел налево», «ушел направо». Это режиссер должен разбираться, кто куда пошел. К сожалению, большой, высокой литературы я в современной драматургии не вижу. Может быть, только у Пeтрушевской. Вот она великий драматург, писатель земли русской. 

Сколько ваших пьес было поставлено? 

– Я написал 120 пьес, за все время поставлено 90 по всему миру. Что-то идет, что-то уже прошло. Пьеса «Фанты», например, с 1987 года до сих пор идет. Я когда начал составлять собрание сочинений, нашел даже пьесу, от руки написанную. В архиве лежала. Называется «Я у мамы дурочка». Какая-то глупая пьеса про переодевания мужика в платье, который пробирается в квартиру, чтобы влюбить в себя ее хозяйку. Я когда ее нашел, только хмыкнул. Студенты мои набрали ее на компьютере. Ну, что написано пером, то не вырубишь топором. Не отрекусь ни от чего. Вставил в собрание сочинений. И – о боже! Правду говорят, что театр – это грубая вещь. Вдруг эту пьесу начали ставить – в Екатеринбурге, еще в нескольких городах заявили в репертуаре. И что, надо было вот такие пьесы писать? Глупые, грубые, пошловатые? Или что, в театре привыкли, когда не лобзиком узоры выпиливаются, а топором? Не знаю. Но вот 30 лет она лежала в рукописи, а теперь выскочила.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
508
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
523
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
547
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
629

Другие новости