Первые слушатели и первые исполнители в новом концертном зале. Фото Reuters
На прошлой неделе в Гамбурге открылась Филармония на Эльбе – торжественную церемонию посетили представители политической и культурной элиты страны, включая президента Германии Йоахим Гаук и бундесканцлерин Ангелу Меркель.
В начале 2000-х, когда старый склад в порту было решено превратить в концертный зал (а именно – надстроить, сохранив историческую постройку), администрация города ставила амбициозную задачу – сотворить новый символ Гамбурга. Пусть и при превышенном в 10 раз бюджете (примерно с 77 до 790 млн евро) и срыве всех сроков (объект планировалось закончить в 2010 году), эта цель все же была достигнута. Над Эльбой вознесся хрустальный парус по проекту швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron. Внутри него – большой концертный зал на 2100 мест и камерный на 550, пятизвездочный отель на 2,5 сотни номеров, 45 апартаментов класса «люкс» и так называемая Плаза – пространство гастрономических и других удовольствий, включая и эстетическое, – отсюда открывается потрясающий панорамный вид на город. Билеты в филармонию проданы на ближайший год вперед.
Концертный зал – предмет особой гордости Эльфи (от Elbphilharmonie). Для того чтобы звук из Плазы (отелей и апартаментов), а также из гавани не был слышен, зал поместили в своего рода капсулу и «подвесили» внутри нее на тросах. Проект зала выполнил гамбургский архитектор. Акустикой зала занимался легендарный Ясухиса Тойота – бесспорный лидер в своей области (акустика в Мариинке – 2 и 3, его рук дело, в Москве тоже скоро должен появиться его шедевр – новый зал в Зарядье). Излишне говорить, что Тойота контролировал все стадии «начинки зала» (показывали, в частности, программу о том, как после испытаний мастер забраковал материал для кресел), а для акустических экспериментов была построена модель в 10-кратном уменьшении. Уникальная обшивка зала получила название «белая кожа»: это 10 тыс. гипсовых панелей, где функцию отражателя звука выполняет гравировка – индивидуальный рисунок каждой из панелей рассчитал с помощью компьютерной программы архитектор и музыкант Бенджамен Самюель Корен.
Резидентом концертного зала стал симфонический оркестр Северогерманского радио (NDR) под управлением Томаса Хельгенброка, он же стал и главным героем концерта-открытия. После торжественной церемонии, где выступил и президент Германии, началась концертная программа, которую можно смело назвать удивительной, или крайне нетрадиционной. Из типичных для подобного жанра сочинений прозвучало, пожалуй, одно – финал 9-й Симфонии Бетховена. Знаменитая ода «К радости» замыкала своего рода двухчастную музыкальную сюиту из сочинений современных композиторов и старых мастеров: так, пьесы Бриттена, Дютийе, Бернда Алоиза Циммермана, Либермана и Мессиана «соседствовали» с опусами Кавальери, Преториуса и Каччини (в божественном исполнении контратенора Филиппа Ярусски и ансамбля «Преториус») в первом отделении, а грандиозным предыктом к Бетховену стали увертюра Вагнера к «Парсифалю» (философская строка из этой оперы «Здесь время превращается в пространство» дала название концерту-открытию) и мировая премьера пьесы Вольфганга Рима Reminiszenz / Triptychon und Spruch памяти писателя Ханца Хенни Янна, уроженца Гамбурга.
Филармония на Эльбе – не единственный новый концертный зал Германии: в конце 2016 года новый дом получил симфонической оркестр города Бохум (входит в регион Рурского угольного бассейна), а в Мюнхене идут последние согласования по строительству концертного зала для Симфонического оркестра Баварского радио (см. об этом в интервью дирижера Мариса Янсонса в «НГ» от 24.11.16).
Возведение или реконструкцию новых залов в России предполагает и утвержденная год назад Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки. На сегодняшний день в стадии активного строительства находится только названный выше концертный зал в Зарядье, его планируют открыть в 2018 году.