0
2377
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2016 00:01:00

Зарыть, чтобы вспомнить

Тэги: выставки, воспоминания, детство, валентина останькович, дмитрий кавко, виктория кошелева, иван горшков, александ бирюлин, наташа успенская, миша лейкин


выставки, воспоминания, детство, валентина останькович, дмитрий кавко, виктория кошелева, иван горшков, александ бирюлин, наташа успенская, миша лейкин Наташа Успенская. «Ангел, черт и арбуз» Фото автора

Открывая выставку перед Новым годом, кураторы Виктория Попова и Юля Юсма не подводят никаких итогов, а вспоминают, где собака зарыта. В том смысле, что порой корнями все уходит в детство, а «взрослея, человек многое теряет, заменяет фантазию знанием, а свободу мышления – социальными навыками». В проекте «Собака кость зарыла» 11 художников влезают в свою «шкуру» многолетней давности, чего и публике желают. Предваряется все это цитатой из «Старосветских помещиков» о страшном «таинственном зове».

Наверное, видео – первое, что приходит в голову, когда хочешь визуализировать воспоминание. Флешбэки в кино и все такое. Вопрос в том, что из этого видео можно еще вытянуть. Театральная художница Валентина Останькович вплетает его в виде пластилинового мультфильма в инсталляцию «38,5», чтобы погрузить вошедшего в ощущения болезненного жара. У самой нее он в детстве ассоциировался с горячим пластилином и с шерстью – теперь комната с пятачком, освещенным тусклой лампочкой над «взъерошенной» кроватью, из темноты открывает окна на холодную улицу, а здесь, на свету, который тоже начинает казаться жарким в бежево-серых тонах инсталляции, что походит на выцветшую фотографию, – шерстяное одеяло скомкано на покрытой пластилином кровати, и к ней придвинут телевизор с пластилиновым мультфильмом. Липкая вязкость пластилина заполняет все, переползает «ряской» на стул и на стены.

Это ощущение времени и пространства, которое прямо здесь и сейчас сворачивается, сжимается, теснит и давит героя, напоминает строчки булгаковской «Белой гвардии»: «Только тот, кто сам был побежден, знает, как выглядит это слово! Оно похоже на вечер в доме, в котором испортилось электрическое освещение. Оно похоже на комнату, в которой по обоям ползет зеленая плесень, полная болезненной жизни». В «38,5» все не так трагично, но сгустившееся, «заторможенное» время передано здорово.

А вот Дмитрий Кавко в видео «Улица Мира. 102 минуты», наоборот, стремится к повествованию избыточному, монтируя фрагменты фильмов и документальной хроники, рекламных роликов, мультфильмов и телеинтервью с выбранным героем, мешая прошедшее с будущим, детство со старостью, нафантазированное со случившимся, горящую школу в компьютерной графике с пожилым господином у микрофона. Но роднит Останькович с Кавко то, что оба художника, «отталкиваясь» от картинки на экране, переворачивают ее смысл: в их работах видеокартинка – фрагмент замысла, меняющий значение по мере проживания проекта как целого.

Если рассматривать искусство как содержание формы, то кураторы и собирают разные формы и варианты воплощения воспоминаний. Детские рисунки – еще один «напрашивающийся» формат, Виктория Кошелева ведет диалог из 2016-го с собой образца 1993 года (серия «Прячься в том месте, которого нет на карте»), Иван Горшков совмещает детские чертежи с поделками вроде «Ловушки для мух». А Протей Темен в своей узнаваемой манере рисует тушью скорее уже оммаж собственному детству, получая заковыристую «схему» с ответвлениями – списками профессий и хобби родственников, как он пишет, «чтобы выяснить: заканчиваются ли где-то они и начинаюсь ли где-то я» (серия «Я иллюзия»).

Вообще в основном все-таки участники показывают не детские работы, а размышления о той поре, претворенные с помощью их взрослых, сегодняшних профессиональных навыков. В этом соприкосновении, надо думать, фокус выставки. Тогда Александр Бирюлин не без улыбки со стороны смотрит на навязываемые в детстве воспитателями и вообще взрослыми нормы в серии «Перекрестись и отворотись». На нескольких холстах готовый разреветься ребенок постепенно, будто кадр за кадром, отворачивается от нас (становится в угол?), причем работы эти прислонены к стене и написаны так, что походят на стенды из общественных учреждений. И тогда Наташа Успенская делает небольшие боксы с иллюстрирующими мир детской мифологии мини-инсталляциями («Ангел, черт и арбуз»): показывая, к примеру, как арбузная косточка может прорасти в носу.

Самое любопытное, пожалуй, случается в обобщениях детского опыта, когда из них появляется что-то новое. В «температурной» работе Валентины Останькович или во «Взрыве в яйце» Миши Лейкина из группы МишМаш. Из его объяснения следует рассказ о жарком лете, о доме, который мальчик будто бы поднял пальцами, о цыплятах, которых нес отец, и дальше время растягивается на зиму, перекидываясь на птенцов. А рядом из яйца поднимается клуб ватного дыма – не столько иллюстрация, сколько новый, пусть и очень простой образ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1436
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1745
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости