Фото предоставлено организаторами фестиваля
150 роликов посмотрели куратор Екатерина Троепольская и поэт Андрей Родионов, чтобы 30 из них представить на суд профессионального жюри и зрителей на Новой сцене Александринского театра. Видеопоэзия сочетает визуальный ряд с поэтическим текстом, при этом кадры могут быть как документальные, так и игровые.
Документальных работ в этом году было мало: в ролике режиссера Михаила Угарова Андрей Родионов читает Игоря Холина (тема нынешнего фестиваля - неподцензурная поэзия). Еще - социальный клип «Метаморфозы», где заключенный Екатеринбургской колонии читает стихи Егора Летова. В основном, режиссеры использовали современную поэзию, причем, по мнению одного из членов жюри, поэта и критика Дмитрия Кузьмина, не лучшие ее образцы. Хотя формально это не важно - приз (25 тысяч рублей) присуждается автору видео, а не поэту. В этом году награду получили Роман Осминкин и Марина Мараева, авторы остроумного ролика «Художника во мне никто не узнает», по очереди пишущие мелом на школьной доске, в результате чего поэзия и видео рождаются одновременно. Другой лауреат - Анна Толкачева, с работой «Я, возникающее из прикосновения…», в которой текст Аркадия Драгомощенко появляется на фоне разных природных фактур, каждый раз, с этим фоном сливаясь, так что прочесть его становится возможным лишь в финале, когда на снег ложится сама Анна, а буквы остаются белыми.
Интересно, что члены жюри, жители шумных мегаполисов, - поэт и журналист Елена Фанайлова, писатель и критик Анна Наринская, поэт и режиссер Александр Горнон - выбрали видео без звука, а их в программе было всего три (кроме победителей еще «Даты-SoulДаты» Владимира Друка).
После просмотра на круглом столе были подведены итоги фестиваля. Режиссер Андрей Сильвестров, считая, что кино поэтично само по себе, отметил художников Люсю Матвееву с работой «Черная речка», где стихи Пушкина, Лермонтова, Цветаевой прочитаны одновременно - и то ли рождаются, то ли исчезают в речном потоке, и Валерия Полиенко, у которого «традиционно талантливое» видео совпадает с текстом, но в то же время существует параллельно. Редактору журнала «Сеанс» Алексею Артамонову, уверенному, что видео не должно быть подчинено поэзии, понравился ролик Насти Денисовой «Света пишет» за «единство редуцированного текста и изображения, снятого на телефон». Также были отмечены малосодержательный, но удивительно эмоциональный ролик Марии Годованной, видео арт-группы "Эсфирь шуб" с полосками текста, воткнутыми в мясной фарш, и рентгеновские снимки со стихами Галины Рымбу, мультипликация Златы Понировской на стихи Ирины Шостаковской, а так же образец европейской видеопоэтической мысли, представленный французской художницей Луиз Морин.
В целом, на смену романтичным изображениям (из прошлогодних запомнилось видео режиссера Василия Сигарева с могильной плитой - на стихи уральского поэта Романа Тягунова) пришли урбанистические ролики с серыми зданиями («Продавщица фруктов на улице космонавтов» Натальи Бесхлебной или «Дни детей» Антона Калашникова). Приз зрительских симпатий получила Инга Шепелёва с работой о мифологическом языке крайних народов севера.
Фестиваль под разными названиями проходит почти десять лет, сейчас при поддержке правительства Санкт-Петербурга. В рамках лаборатории видеопоэзии были показаны фильмы "Россия как сон" Андрея Сильвестрова и Даниила Зинченко об искусстве и смерти и "Сплю, не буди" Елены Костылевой о дневниках покойной жены Виктора Сосноры Нины Алексеевой.
Санкт-Петербург - Москва