Концерт завершился в полночь. Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра
Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра открыли Год Стравинского мировой премьерой «Погребальной песни», до тех пор считавшейся утерянной. На концерте присутствовали потомки композитора, которые специально прибыли в Санкт-Петербург из-за рубежа. Исполнение транслировалось на весь мир – с этого проекта начинается сотрудничество Мариинского театра с телеканалом Mezzo.
Формально мировая премьера этого сочинения прошла более 100 лет назад – пьеса памяти Николая Андреевича Римского-Корсакова, учителя Стравинского, уже была исполнена, единожды, в январе 1909 года на концерте памяти композитора.
История этой находки отражает свое время. Некое недоступное помещение в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории, до которого никто за последние 60 лет не доходил – и, не случись переезда в другое здание (основное закрыто на реконструкцию), не дошел бы. В век технического прогресса уникальные библиотечные архивы не оцифрованы и даже не каталогизированы. Как оказались ноты в этой комнате, тоже вопрос – папка с 58 оркестровыми партиями в 1951 году была оценена в 10 руб. и списана. По халатности она так и осталась в консерватории или, наоборот, библиотекарь-провидец припрятал сочинение опального (в СССР) композитора до лучших времен, не известно. Если второй вариант – почему тогда же не была атрибутирована пьеса, почему сотрудники библиотеки не обратились к музыковедам? Да и вообще – почему сам Стравинский отдал оригинал и не позаботился о его сохранности? Все эти вопросы останутся скорее всего без ответа. Да возможно, не так уж это и важно. Главное – совершена сенсационная находка, каких в нынешнее время уже почти не приходится ждать.
Как было сказано выше, Игорь Стравинский написал «Погребальную песню» на смерть своего учителя летом 1908 года. Истово он добивался исполнения своей пьесы: «Ради бога, устройте, господа, я не могу не участвовать, я должен участвовать в концерте…» – писал он вдове Римского-Корсакова и его сыну. Спустя полгода после смерти композитора, 17 января 1909 года, «Погребальная песня» прозвучала в Большом зале Петербургской консерватории, играл оркестр графа Шереметева, дирижировал Феликс Блуменфельд. Стравинский называл свой пятый опус лучшим своим сочинением до «Жар-птицы» (балет был написан сразу после), сожалел о потере партитуры (считал, что ноты сгорели в пожаре революции), восстановить пьесу по памяти не мог. Так «Погребальной песне» во всех каталогах был присвоен статус «не издано, утеряно» (unpublished, lost).
Попытки найти хоть какие-то признаки существования партитуры предпринимали исследователи творчества Стравинского – Виктор Варунц из Московской консерватории (скоропостижно скончался в США, куда прибыл для работы в Библиотеке Конгресса), Наталья Брагинская из Санкт-Петербургской.
Последней и выпало счастье исследователя – открытие, атрибуция, исследование и презентация «Погребальной песни». Собственно находку совершила библиотекарь Ирина Юрьевна Сидоренко.
Валерий Гергиев исполнил сочинение в центре программы – между Симфонической сюитой из поздней оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и музыкой Стравинского к балету «Жар-птица». 106 тактов музыки длятся 12 минут. В них – не свойственная музыке Стравинского, которой были присущи более рафинированные эмоции и образы, искренняя печаль, в некотором смысле романтическая. Всполохи у контрабасов – и эхо у струнных (фактура, кстати, довольно близкая вступлению к «Китежу») сопровождают появление выразительной темы, которая проходит у всех групп оркестра, видимо, отдавая дань гениальному мастеру оркестровки. 106 тактов музыки для большого симфонического оркестра были найдены через 106 лет после премьеры. Исполнены – через 107 и через 135 лет со дня рождения Стравинского. Его музыке будет посвящен весь следующий год, и, зная чуткость Валерия Гергиева к музыке Стравинского, мы ожидаем насыщенное и яркое время.
Санкт-Петербург–Москва