Настасья Хрущева исполнила сольную партию в своей пьесе. Фото Алисы Егоровой предоставлено пресс-службой Союза композиторов России
Осень в Москве для любителей современной музыки выдалась урожайной. Вслед за насыщенным событиями «Московским форумом» (четырехдневный концертно-просветительский марафон в консерватории) филармония провела фестиваль «Другое пространство», который войдет в историю рекордным количеством премьер знаковых европейских партитур второй половины ХХ – начала XXI веков. Свою скромную лепту в процесс внес финальный концерт Фестиваля симфонической музыки молодых композиторов России – свежая инициатива Союза композиторов.
Все давно привыкли, что в числе ньюсмейкеров Союз композиторов не фигурирует. Традиционный фестиваль Московского союза «Московская осень» хоть и открыт для публики, не первый год проходит в формате «для своих», чему виной как его афиша, так и отсутствие попыток взаимодействия с внешним миром. Крупных симфонических концертов там не было больше пяти лет.
С приходом на пост председателя Российского союза Рашида Калимуллина энергичнее зашевелилась союзная молодежь, которую с 2009 года подстегивает к творческой активности композитор Ярослав Судзиловский. Результатом первого года работы с новым руководством и стал Всероссийский фестиваль симфонической музыки молодых композиторов России. Его география охватила четыре города – Ярославль, Казань, Красноярск и Москву, что немало, учитывая, каких сил и средств стоит проведение каждого концерта. В итоге 23 композитора в возрасте до 35 лет получили возможность услышать свои симфонические партитуры, что большинству в такие годы обычно удается лишь однажды – на выпускном экзамене по композиции в вузе. Вот и удивляйся потом, что мало кто умеет писать и пишет для оркестра, ведь сочинять в стол очень грустно и совсем не практично. И если камерную музыку мы слышим регулярно, то симфонический форум удалось организовать лишь при поддержке союза.
Для заключительного концерта в зале музея Пушкина (литературном, а не ГМИИ) из группы молодых авторов, связанных с союзом, выбрали действительно достойных. Самый успешный на симфоническом поприще – Эльмир Низамов из Казани, востребованный на родине композитор, резидент Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, которому покровительство дирижера Александра Сладковского дало возможность реальной работы в больших форматах. Его пьеса «Корабль-призрак» по всем параметрам отвечает в целом популистской художeственной политике коллектива, но сделана мастерски и впечатляет размахом – можно смело сказать, что одним современным хитом в репертуаре оркестра стало больше.
На понятном широкому слушателю языке говорит и Роман Цыпышев из Екатеринбурга. Его «Триллер-концерт» для оркестра и поющего пианиста смотрит в сторону киномузыки, даром что названия частей диптиха были взяты из телесериала «Секретные материалы». Но как наивны сегодня многие сюжеты популярной в 90-е телеэпопеи, так во многом наивна и пьеса уральского композитора, однако в умении эффектно и грамотно обращаться с оркестром и ему не откажешь.
Иван Абрамов, интересный композитор из Санкт-Петербурга, известен более традиционной части сообщества участием в фестивале «От авангарда до наших дней», а более радикальной – музыкой к спектаклям Мастерской Новой сцены Александринского театра. С театральным жанром связано и его сочинение – пролог к опере «Гимны Вавилона», где современное интернет-сообщество представляется автору новым Вавилоном, – заставило вспомнить культовые оперные опусы американских минималистов. Правда, не очень понятно, зачем выбирать столь сильных соперников, ведь сравнение в данном случае неизбежно.
Московский композитор Денис Писаревский, человек в высшей степени профессиональный и деятельный, обычно не ждет милостей от природы: в консерватории, которую он только что закончил, он создал ансамбль современной музыки Mixtum Compositum, вместе с которым исполняет сочинения коллег, а также имеет возможность оттачивать собственные опусы. К сожалению, многие прелести скрупулезно проработанной партитуры «Dеjа vu» для терменвокса с оркестром потонули в гулкой акустике зала, но соло Олеси Ростовской – терменвокс, чьи звуки возникают в буквальном смысле из воздуха, способен создавать ощущение мистического присутствия чего-то необъяснимого – помогло собрать форму и передать суть замысла.
Но проблема была не в одной акустике. Симфонический оркестр радио «Орфей», которым в этот вечер дирижировал Андрей Яковлев, – не слишком опытный интерпретатор современной музыки. Кроме опыта, кажется, у него нет желания разбираться в этом странном, трудном, неудобном материале. Но таков, видимо, пока удел молодых композиторов в наших краях, если даже на выпускном экзамене в Московской консерватории симфонические дипломы композиторов исполняет оркестр Министерства обороны – такое нарочно не придумаешь. Впрочем, нельзя не отметить, что этот оркестр, ежегодно осыпаемый проклятьями авторов, уже попривык и по факту заслужил себе место в числе опытных исполнителей новой музыки.
В свете этой проблемы мудрее всего к выбору сочинения подошла Настасья Хрущева – по большому счету главный герой концерта. Она живет в Петербурге, ведет в Мариинском театре несколько мощных и оригинальных абонементов, много работает в драматическом театре (в числе последних спектаклей – «Фунт мяса» в БДТ) и пишет совершенно ни на что не похожую музыку. Ее «Красота» для голоса с оркестром принесла то, ради чего идешь на встречу с любым современным искусством, – встретить художника с собственным лицом, который породит в тебе миллион мыслей, оставит в замешательстве. «Красота должна уязвлять», – говорит Настасья, и ей это удается.
Она отвечает на вопросы разгоревшейся после концерта дискуссии в Интернете о том, насколько принципиальна для новой музыки собственно новизна музыкального языка. Если разобрать по косточкам – все в этой пьесе вроде бы просто: и трехсоставный текст (лапидарный манифест о красоте Александра Артёмова – Дмитрия Юшкова, пара четверостиший лидера группы «Оргазм Нострадамуса» Алексея Фишева и наивные вирши Владимира Антипова), и музыка. По собственному признанию, Настасья, прошедшая этап увлечения новой сложностью, теперь экспериментирует в области новой простоты и ищет красоту в штампах. Но эта простая «Красота» обезоружила всех, даже оркестрантов, которые поначалу насмешливо переглядывались, а уже к середине притихли и сделали все (ну или почти все) как надо. В силу обстоятельств солировать пришлось самой Настасье, но это было очень символично: «Я. Я. Я – Красота. Я есть уникальное явление природы. <…> И к вам у меня всего два предложения: первое – быть со мной и стать частью меня, второе – тотальное беспощадное уничтожение». Поразительно, насколько сильна внутренняя воля этой маленькой хрупкой девушки и насколько точно отражает пьеса самобытность ее музыки: бескомпромиссная и безжалостная красота, которая просто берет тебя в плен и не отпускает – даже если ты этого не хочешь. А разве не в этом заключается одно из главных свойств настоящего искусства?