0
4563
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2016 00:01:00

В Союзе композиторов торжествует "Красота"

Тэги: современная музыка, фестиваль, другое пространство, ярослав судзиловский, эльмир низамов, роман цыпышев, иван абрамов, денис писаревский, настасья хрущева, красота


современная музыка, фестиваль, другое пространство, ярослав судзиловский, эльмир низамов, роман цыпышев, иван абрамов, денис писаревский, настасья хрущева, красота Настасья Хрущева исполнила сольную партию в своей пьесе. Фото Алисы Егоровой предоставлено пресс-службой Союза композиторов России

Осень в Москве для любителей современной музыки выдалась урожайной. Вслед за насыщенным событиями «Московским форумом» (четырехдневный концертно-просветительский марафон в консерватории) филармония провела фестиваль «Другое пространство», который войдет в историю рекордным количеством премьер знаковых европейских партитур второй половины ХХ – начала XXI веков. Свою скромную лепту в процесс внес финальный концерт Фестиваля симфонической музыки молодых композиторов России – свежая инициатива Союза композиторов.

Все давно привыкли, что в числе ньюсмейкеров Союз композиторов не фигурирует.  Традиционный фестиваль Московского союза «Московская осень» хоть и открыт для публики, не первый год проходит в формате «для своих», чему виной как его афиша, так и отсутствие попыток взаимодействия с внешним миром. Крупных симфонических концертов там не было больше пяти лет.

С приходом на пост председателя Российского союза Рашида Калимуллина энергичнее зашевелилась союзная молодежь, которую с 2009 года подстегивает к творческой активности композитор Ярослав Судзиловский. Результатом первого года работы с новым руководством и стал Всероссийский фестиваль симфонической музыки молодых композиторов России. Его география охватила четыре города – Ярославль, Казань, Красноярск и Москву, что немало, учитывая, каких сил и средств стоит проведение каждого концерта. В итоге 23 композитора в возрасте до 35 лет получили возможность услышать свои симфонические партитуры, что большинству в такие годы обычно удается лишь однажды – на выпускном экзамене по композиции в вузе. Вот и удивляйся потом, что мало кто умеет писать и пишет для оркестра, ведь сочинять в стол очень грустно и совсем не практично. И если камерную музыку мы слышим регулярно, то симфонический форум удалось организовать лишь при поддержке союза.

Для заключительного концерта в зале музея Пушкина (литературном, а не ГМИИ) из группы молодых авторов, связанных с союзом, выбрали действительно достойных. Самый успешный на симфоническом поприще – Эльмир Низамов из Казани, востребованный на родине композитор, резидент Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, которому покровительство дирижера Александра Сладковского дало возможность реальной работы в больших форматах. Его пьеса «Корабль-призрак» по всем параметрам отвечает в целом популистской художeственной политике коллектива, но сделана мастерски и впечатляет размахом – можно смело сказать, что одним современным хитом в репертуаре оркестра стало больше.

На понятном широкому слушателю языке говорит и Роман Цыпышев из Екатеринбурга. Его «Триллер-концерт» для оркестра и поющего пианиста смотрит в сторону киномузыки, даром что названия частей диптиха были взяты из телесериала «Секретные материалы». Но как наивны сегодня многие сюжеты популярной в 90-е телеэпопеи, так во многом наивна и пьеса уральского композитора, однако в умении эффектно и грамотно обращаться с оркестром и ему не откажешь.

Иван Абрамов, интересный композитор из Санкт-Петербурга, известен более традиционной части сообщества участием в фестивале «От авангарда до наших дней», а более радикальной – музыкой к спектаклям Мастерской Новой сцены Александринского театра. С театральным жанром связано и его сочинение – пролог к опере «Гимны Вавилона», где современное интернет-сообщество представляется автору новым Вавилоном, – заставило вспомнить культовые оперные опусы американских минималистов. Правда, не очень понятно, зачем выбирать столь сильных соперников, ведь сравнение в данном случае неизбежно.

Московский композитор Денис Писаревский, человек в высшей степени профессиональный и деятельный, обычно не ждет милостей от природы: в консерватории, которую он только что закончил, он создал ансамбль современной музыки Mixtum Compositum, вместе с которым исполняет сочинения коллег, а также имеет возможность оттачивать собственные опусы. К сожалению, многие прелести скрупулезно проработанной партитуры «Dеjа vu» для терменвокса с оркестром потонули в гулкой акустике зала, но соло Олеси Ростовской – терменвокс, чьи звуки возникают в буквальном смысле из воздуха, способен создавать ощущение мистического присутствия чего-то необъяснимого – помогло собрать форму и передать суть замысла.

Но проблема была не в одной акустике. Симфонический оркестр радио «Орфей», которым в этот вечер дирижировал Андрей Яковлев, – не слишком опытный интерпретатор современной музыки. Кроме опыта, кажется, у него нет желания разбираться в этом странном, трудном, неудобном материале. Но таков, видимо, пока удел молодых композиторов в наших краях, если даже на выпускном экзамене в Московской консерватории симфонические дипломы композиторов исполняет оркестр Министерства обороны – такое нарочно не придумаешь. Впрочем, нельзя не отметить, что этот оркестр, ежегодно осыпаемый проклятьями авторов, уже попривык и по факту заслужил себе место в числе опытных исполнителей новой музыки.

В свете этой проблемы мудрее всего к выбору сочинения подошла Настасья Хрущева – по большому счету главный герой концерта. Она живет в Петербурге, ведет в Мариинском театре несколько мощных и оригинальных абонементов, много работает в драматическом театре (в числе последних спектаклей – «Фунт мяса» в БДТ) и пишет совершенно ни на что не похожую музыку. Ее «Красота» для голоса с оркестром принесла то, ради чего идешь на встречу с любым современным искусством, – встретить художника с собственным лицом, который породит в тебе миллион мыслей, оставит в замешательстве. «Красота должна уязвлять», – говорит Настасья, и ей это удается.

Она отвечает на вопросы разгоревшейся после концерта дискуссии в Интернете о том, насколько принципиальна для новой музыки собственно новизна музыкального языка. Если разобрать по косточкам – все в этой пьесе вроде бы просто: и трехсоставный текст (лапидарный манифест о красоте Александра Артёмова – Дмитрия Юшкова, пара четверостиший лидера группы «Оргазм Нострадамуса» Алексея Фишева и наивные вирши Владимира Антипова), и музыка. По собственному признанию, Настасья, прошедшая этап увлечения новой сложностью, теперь экспериментирует в области новой простоты и ищет красоту в штампах. Но эта простая «Красота» обезоружила всех, даже оркестрантов, которые поначалу насмешливо переглядывались, а уже к середине притихли и сделали все (ну или почти все) как надо. В силу обстоятельств солировать пришлось самой Настасье, но это было очень символично: «Я. Я. Я – Красота. Я есть уникальное явление природы. <…> И к вам у меня всего два предложения: первое – быть со мной и стать частью меня, второе – тотальное беспощадное уничтожение». Поразительно, насколько сильна внутренняя воля этой маленькой хрупкой девушки и насколько точно отражает пьеса самобытность ее музыки: бескомпромиссная и безжалостная красота, которая просто берет тебя в плен и не отпускает – даже если ты этого не хочешь. А разве не в этом заключается одно из главных свойств настоящего искусства?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1201
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1249
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
559
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
822

Другие новости