Фото Gettyimages
Свой день рождения одна из самых знаменитых художниц перформанса начнет с ответов на вопросы в Tumblr, и в этом тоже проявляется то, что Марина Абрамович превратила жизнь в перформанс, а перформанс в жизнь.
Другим ее подарком зрителям стали мемуары "Путешествие сквозь стены" - в России, где выставку художницы показывал "Гараж", книга выйдет в 2017-м. Девочка из Белграда, которая провела детство под жестким, практически военным материнским контролем после того, как семью оставил отец, стала олицетворением перформанса в том его очищенном от всяких наслоений определении, когда художник сконцентрирован на своих ощущениях.
Ее работы эпатажны, начиная с ранних, когда, например, как в "Ритме 0" 1974-го она разложила перед публикой 72 предмета, от невинных до пистолета, назвав себя "объектом" и предоставив публике свободу действия. Что делать со свободой, каково быть объектом ее применения, - не праздные для Абрамович вопросы: тогда постепенно стала проявляться опасная для художницы агрессия публики. Но вместе с тем в эпатажности порой много трепетной человеческой незащищенности. И когда в перформансе "Энергии покоя" 1980-го их с ее возлюбленным Улаем (немецким художником Уве Лайсипеном) разделяла натянутая тетива лука с направленной в ее сторону отравленной стрелой. И когда свое расставание в 1988-м они отметили путешествием в 90 дней навстречу друг другу, чтобы, увидевшись, расстаться на Великой Китайской стене. И когда Улай пришел на ее перформанс 2010-го "В присутствии художника", где зритель садился напротив художницы, и они пытались установить невербальный контакт, - при Улае Абрамович не сдержала слез. Впрочем, как не выкинешь слова из песни, из перформанса, если они с жизнью прорастают друг в друга, тоже. Некоторое время назад Улай подал на художницу в суд - за то, что та стала указывать только свое авторство в их работах и что не предоставляла отчета о доходах от совместных работ... Он выиграл.
Мужественный художник, размышляющий о войне (за "Балканское барокко" 1997 года Абрамович получила Золотого льва в Венеции), основательница института перформанса в Нью-Йорке (в Цетине центр ее имени планирует открыть Марат Гельман), "бабушка перформанса", как ее, не первую в этом направлении, но выведшую это искусство на новый уровень, зовут, Абрамович - и женщина с непроницаемым выражением лица в работе (для самозащиты?), и светская львица в фотохронике. В 2011-м она сыграла в опере Роберта Уилсона "Жизнь и смерть Марины Абрамович", думается, и потому, что не бояться переходить границы и себя исследовать - признак молодости.