0
2590
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2016 00:01:00

Вложили в кирпичик

Тэги: берлин, опера, благотворительный концерт, чечилия бартоли, даниэль баренбойм


берлин, опера, благотворительный концерт, чечилия бартоли, даниэль баренбойм Один из традиционных нарядов певицы для так называемых брючных партий. Фото предоставлено пресс-службой театра

В Берлинской филармонии состоялся благотворительный концерт оперной мегазвезды Чечилии Бартоли и маэстро Даниэля Баренбойма, сбор средств от которого пойдет на нужды реставрации исторического здания Берлинской государственной оперы (Staatsoper Unten den Linden). Работы вышли на финишную прямую и в Германии уже называют официальную дату открытия – октябрь 2017-го.

Историческое здание Берлинской государственной оперы было закрыто на ремонт шесть лет назад, который, как изначально предполагалось, продлится всего три года. Но долгострои – проблема не только наша. Одной из причин задержки стали работы по модернизации системы подземных коммуникаций. Впрочем, все эти годы театр вполне благополучно продолжал свою очень активную деятельность, перебравшись в Театр Шиллера на Бисмаркштрассе. Новый сезон уже успел порадовать завсегдатаев не только премьерой оперы «Фиделио» Бетховена в постановке мэтра оперной режиссуры Гарри Купфера с участием тенора Андреаса Шагерля и сопрано Камиллы Нюлунд, но также выступлениями таких звезд, как Анжела Георгиу в «Тоске» Пуччини (режиссер Алвис Херманис), Ольга Перетятько в партии донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта (знаменитый спектакль Клауса Гута) и Макс Эмануэль Ценчич в заглавной партии в «Орфее и Эвридике» Глюка (поставка интенданта театра Юргена Флимма). В начале декабря здесь ждут премьеру оперы Пуччини «Манон Леско». Этот спектакль Флимма был поставлен в качестве копродукции с Михайловским театром в Санкт-Петербурге – дирижер Михаил Татарников будет руководить и берлинской постановкой, а сопрано Анна Нечаева (сегодня она уже штатная солистка Большого театра) исполнит титульную партию. В мае театр готовится удивить мир постановкой «Осуждения Фауста» Берлиоза (поражает, насколько эта оратория популярна в оперном театре!), где в партии режиссера выступит сам Терри Гиллиам, а еще один мастер кинорежиссуры Вим Вендерс представит в июне на суд искушенных слушателей свою версию «Искателей жемчуга» Бизе. Разве не этот театр сегодня – место силы?

Чечилия Бартоли давно не выступала в спектаклях Staatsoper, но и концертами в филармонии тоже балует местных гурманов не так часто, как им этого, может быть, хотелось. И потому большой зал Берлинской филармонии был забит до отказа. В программе – только Гайдн и Моцарт. По словам знатоков, Даниэль Баренбойм был одним из первых, кто оценил талант виртуозки Бартоли и активно поддерживал знойную итальянку на заре ее головокружительной карьеры. Дуэт меццо-сопрано и фортепиано в кантате «Ариадна на Наксосе» Гайдна прозвучал как откровение. Зал в полсекунды словно бы унесло куда-то в мифическую даль. Даниэль играл на рояле так же, как дирижировал бы, наделяя «королевский» инструмент функциями чувствительнейшего старинного оркестра. В его невероятно мягком, слегка таинственном туше слышались не удары молоточков клавесина, а пение струнных, нежное щебетание флейт, рокот валторн. После того как в минувшем году маэстро продирижировал в своем театре оперу «Орфей и Эвридика», у него, кажется, проснулся большой интерес к старинным ароматам, к пению контратеноров. Чечилия Бартоли явилась в «Ариадне» абсолютной владычицей интонаций, как барочная богиня, получая особенное удовольствие от игры нюансами в зоне пиано – тише, еще тише. Она идеально брала звук и еще идеальнее заканчивала фразы, словно истаивая, доводя до абсолюта поэтику любовной дрожи и истомы. Завораживающая магия искусства певицы позволяла услышать этот сводящий с ума белькантовый шепот в зале-тысячнике даже в последних рядах под потолком. Впрочем, после чувственно драматизированного речитатива в небольшой арии нашлось место и куда более развернутым эмоциям и чувствам героини, мечущейся между отчаянием и надеждой. В концертной арии Ch’io mi scordi di te («Могу ли я забыть тебя») Моцарта (здесь к дуэту рояля и меццо-сопрано добавился оркестр) фактически продолжилась тема отчаявшейся покинутой Ариадны, для которой в отсутствие возлюбленного жизнь – хуже смерти. Бирюзово-изумрудное платье во втором отделении Чечилия сменила на фирменный черный камзол, известный по ее выступлениям в программе арий из репертуара кастратов. Во время двух арий совестливого, мечущегося между чувством и долгом Секста из «Милосердия Тита» Моцарта, мечталось лишь о том, чтобы эту оперу с участием волшебной Чечилии Бартоли поставили бы в Штаатсопер – например, в год возвращения исторического театра на бульвар Под липами (Unten den Linden).  

Берлин – Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1307
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
837
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1578
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1535

Другие новости