Один из традиционных нарядов певицы для так называемых брючных партий. Фото предоставлено пресс-службой театра
В Берлинской филармонии состоялся благотворительный концерт оперной мегазвезды Чечилии Бартоли и маэстро Даниэля Баренбойма, сбор средств от которого пойдет на нужды реставрации исторического здания Берлинской государственной оперы (Staatsoper Unten den Linden). Работы вышли на финишную прямую и в Германии уже называют официальную дату открытия – октябрь 2017-го.
Историческое здание Берлинской государственной оперы было закрыто на ремонт шесть лет назад, который, как изначально предполагалось, продлится всего три года. Но долгострои – проблема не только наша. Одной из причин задержки стали работы по модернизации системы подземных коммуникаций. Впрочем, все эти годы театр вполне благополучно продолжал свою очень активную деятельность, перебравшись в Театр Шиллера на Бисмаркштрассе. Новый сезон уже успел порадовать завсегдатаев не только премьерой оперы «Фиделио» Бетховена в постановке мэтра оперной режиссуры Гарри Купфера с участием тенора Андреаса Шагерля и сопрано Камиллы Нюлунд, но также выступлениями таких звезд, как Анжела Георгиу в «Тоске» Пуччини (режиссер Алвис Херманис), Ольга Перетятько в партии донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта (знаменитый спектакль Клауса Гута) и Макс Эмануэль Ценчич в заглавной партии в «Орфее и Эвридике» Глюка (поставка интенданта театра Юргена Флимма). В начале декабря здесь ждут премьеру оперы Пуччини «Манон Леско». Этот спектакль Флимма был поставлен в качестве копродукции с Михайловским театром в Санкт-Петербурге – дирижер Михаил Татарников будет руководить и берлинской постановкой, а сопрано Анна Нечаева (сегодня она уже штатная солистка Большого театра) исполнит титульную партию. В мае театр готовится удивить мир постановкой «Осуждения Фауста» Берлиоза (поражает, насколько эта оратория популярна в оперном театре!), где в партии режиссера выступит сам Терри Гиллиам, а еще один мастер кинорежиссуры Вим Вендерс представит в июне на суд искушенных слушателей свою версию «Искателей жемчуга» Бизе. Разве не этот театр сегодня – место силы?
Чечилия Бартоли давно не выступала в спектаклях Staatsoper, но и концертами в филармонии тоже балует местных гурманов не так часто, как им этого, может быть, хотелось. И потому большой зал Берлинской филармонии был забит до отказа. В программе – только Гайдн и Моцарт. По словам знатоков, Даниэль Баренбойм был одним из первых, кто оценил талант виртуозки Бартоли и активно поддерживал знойную итальянку на заре ее головокружительной карьеры. Дуэт меццо-сопрано и фортепиано в кантате «Ариадна на Наксосе» Гайдна прозвучал как откровение. Зал в полсекунды словно бы унесло куда-то в мифическую даль. Даниэль играл на рояле так же, как дирижировал бы, наделяя «королевский» инструмент функциями чувствительнейшего старинного оркестра. В его невероятно мягком, слегка таинственном туше слышались не удары молоточков клавесина, а пение струнных, нежное щебетание флейт, рокот валторн. После того как в минувшем году маэстро продирижировал в своем театре оперу «Орфей и Эвридика», у него, кажется, проснулся большой интерес к старинным ароматам, к пению контратеноров. Чечилия Бартоли явилась в «Ариадне» абсолютной владычицей интонаций, как барочная богиня, получая особенное удовольствие от игры нюансами в зоне пиано – тише, еще тише. Она идеально брала звук и еще идеальнее заканчивала фразы, словно истаивая, доводя до абсолюта поэтику любовной дрожи и истомы. Завораживающая магия искусства певицы позволяла услышать этот сводящий с ума белькантовый шепот в зале-тысячнике даже в последних рядах под потолком. Впрочем, после чувственно драматизированного речитатива в небольшой арии нашлось место и куда более развернутым эмоциям и чувствам героини, мечущейся между отчаянием и надеждой. В концертной арии Ch’io mi scordi di te («Могу ли я забыть тебя») Моцарта (здесь к дуэту рояля и меццо-сопрано добавился оркестр) фактически продолжилась тема отчаявшейся покинутой Ариадны, для которой в отсутствие возлюбленного жизнь – хуже смерти. Бирюзово-изумрудное платье во втором отделении Чечилия сменила на фирменный черный камзол, известный по ее выступлениям в программе арий из репертуара кастратов. Во время двух арий совестливого, мечущегося между чувством и долгом Секста из «Милосердия Тита» Моцарта, мечталось лишь о том, чтобы эту оперу с участием волшебной Чечилии Бартоли поставили бы в Штаатсопер – например, в год возвращения исторического театра на бульвар Под липами (Unten den Linden).
Берлин – Санкт-Петербург