Фото Ильи Букирева
В конце октября в Перми состоялась премьера балета «Реквием по Анне», посвященного великой поэтессе XX столетия Анне Андреевне Ахматовой. Формальным поводом могла бы стать годовщина – ровно полвека назад Ахматова оставила мир, отмеривший ей страданий едва ли не больше, чем таланта. Однако формального в новом спектакле не было ничего, напротив – искренне, эмоционально и вдохновенно композитор Игорь Машуков, хореограф Сергей Райник и художник Валерий Кунгуров создали музыкально-хорео
«Реквием по Анне» - довольно редкая по нынешним меркам история. Мало в каком нестоличном городе сегодня можно увидеть спектакль на музыку современного местного (не по творческому размаху, а по месту проживания) композитора, поставленный и исполненный силами местной же хореографической труппы, причем поставленный и исполненный театром «Балет Евгения Панфилова» так, что весьма камерная история приобрела поистине философс
Местом рождения «Реквиема» стал Дом Культуры имени Ю. Гагарина, где сегодня расположена основная концертная площадка «панфиловцев». Своей собственной сцены одна из главных пермских культурных ценностей, прославившая город задолго до появления в нем Теодора Курентзиса и Дягилевского фестиваля, не имеет до сих пор, впрочем, в Перми строительство театральных сцен – всегда особый сюжет.
Несмотря на удаленность от центра, рабочий день и скромную рекламную кампанию, зал ДК Гагарина 27 октября был полон. Событие объединило в одном зале любителей современной музыки (премьера завершала X Международный фестиваль современной музыки Sound 59) и поклонников «Балета Панфилова». Впрочем, последним вначале пришлось попробовать найти удовольствие и в «чистой» музыке. Первая часть премьерного вечера была отдана камерным сочинениям композиторов - современников Ахматовой в исполнении молодых пермских музыкантов. Сонаты Прокофьева и Шостаковича сопровождались комментариями о событиях в жизни поэтессы, происходивших в годы создания звучащих произведений. Такая параллель возникла не случайно – главным тематическим источником партитуры балета стала прелюдия А. Скрябина es-moll op.16, написанная вскоре после рождения Анны Ахматовой. Игорь Машуков продолжил традицию, заложенную автором балета о другой знаменитой Анне – Родион Щедрин использовал «музы
В партитуре Игоря Машукова знакомые жанры и инструменты слились в неразрывное целое с выразительными средствами, доступными композитору XXI века. Музыка балета богата тембровыми красками, от тибетской чаши, погружающей публику в пространство медитации с первых секунд балета, до пронзительно лирических импровизаций пилы и электронных звучаний, придающих едва ли не космический объем происходящему. Впрочем, и привычные уху ударные, рояль и скрипка здесь предстают в самых разных звуковых обликах. В некотором смысле прообразом балета стали «Трансцендентные вариации для скрипки» - созданные Игорем Машуковым несколько лет назад, они уже звучали в Перми, Санкт-Петербурге
Для сценической составляющей «Реквиема» характерно привычное для «Балета Евгения Панфилова» жонглирование профессиональным
Прима панфиловской труппы Мария Тихонова в очередной раз подтвердила свой высокий класс – образ Ахматовой ей оказался более чем впору. Наполнив его живой энергией и оглушающим сочетанием неукротимой внутренней силы и, пожалуй, даже слишком женственной прелести, Ахматова-Тихонов
Вывести на сцену творца, раскрыть для публики глубины самого интимного в жизни художника – творческого процесса – это задача, о которую сломало крылья не одно поколение постановщиков. Здесь на помощь авторам пришла сама Ахматова – в «Творчестве» хриплая фонограмма, сохранившая живой голос поэтессы, звучит с театральных высот, придавая метаниям героини на сцене и ее музыкального alter ego - скрипки иное измерение: публика и слышит, и видит, как «продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».
Визуальная составляющая спектакля делает честь не только хореографу, но и художнику-постан
Валерий Кунгуров впервые присоединился к творческому тандему Райника и Машукова, который родился в рамках «Пермских историй», и уже подарил пермской публике моно-балет «Молёбка». Хочется верить, что плодотворное сотрудничество будет продолжено. Единство творческих позиций создателей - одно из важных преимуществ спектакля, которому предстоит с одной попытки найти путь к сердцу публики. При колоссальных и ежегодно пополняемых объемах культурного наследия второго шанса у современного сочинения может и не быть. Но «Реквиему» в этом смысле заслуженно повезло – спектакль получился цельным, драматургически выстроенным, полным смыслов, доступным разным уровням восприятия, поэтому основным лейтмотивом в традиционных «разговорах в гардеробе» было: «Когда же следующий спектакль, хочу привести знакомых».
Хочется верить, что спектакль станет репертуарным и публика сможет увидеть его не только в ДК Гагарина, но и на других сценах страны.
Пермь