Имена лауреатов назовут 19 апреля. Фото РИА Новости
Фестиваль «Золотая маска» объявил номинантов грядущего фестиваля. 614 спектаклей в драме и 325 в музыкальном театре посмотрели эксперты – такого количества не было за всю историю фестиваля. И это, пожалуй, главный итог и главная тенденция прошедшего сезона – театр, несмотря на кризис (финансовый, эстетический), жив и, как говорят эксперты, все еще вызывает споры.
В драматическом театре номинанты «Золотой маски» сезона 2015/16 отличаются более умеренным, сглаженным выбором, чем в предыдущие годы. Радикальностью здесь и не пахнет. В номинации «Спектакль большой формы» названия сплошь традиционные, а в режиссерах преобладают маститые мастера. Никаких «возмутителей театральной общественности» нет и в помине. Впрочем, те, кого считают возмутителем, по своей воле оказались за пределами «Маски»: Кирилл Серебренников и Константин Богомолов еще год назад объявили о том, что снимают свои спектакли с просмотра экспертным советом.
Итак, в номинацию попали сразу три петербургских спектакля: экспериментальный «Ворон» Николая Рощина (с этой продукции и началось сближение теперь уже главного режиссера Александринки с этим театром), «Гамлет» Льва Додина в МДТ – Театре Европы и масштабная, исследовательского толка «Гроза» Андрея Могучего в БДТ. От провинции выступят в большой форме Пермь в лице недавно еще опального Бориса Мильграма (в последние годы представлявшего мюзиклы) со спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты». Тверской ТЮЗ с «Пустотой» Талгата Баталова, спектаклем, ставшим скорее открытием для самого театра и труппы, чем для театральной жизни в целом. Евгений Марчелли не снижает планку – его новая работа («Чайка. Эскиз») вновь в номинантах. Еще один ТЮЗ, московский, выдвинут с постановкой Генриетты Яновской «Плешивый Амур». Также столица обозначена спектаклем Владимира Панкова «Утиная охота» в театре Et Cetera, давно не входившего в списки фестиваля. Попал в шорт-лист Театр имени Маяковского – со спектаклем Миндаугаса Карбаускиса «Русский роман», интересного прежде всего работой драматурга (Марюс Ивашкявичюс и номинирован по этой номинации).
Впервые появившаяся в «масочном» списке частная номинация «Лучшая работа драматурга» в этом году выдвигает также антивоенную, об украинском майдане, пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор». А сам спектакль Центра имени Мейерхольда номинируется в «Малой форме». Тимофей Кулябин с новосибирскими «Тремя сестрами», покорившими столицу, тоже оказался в этой номинации: как сказала председатель экспертного совета Алена Карась, этот спектакль споров не вызвал и был выдвинут единогласно.
Вообще данный список весьма компромиссный. Сюда вошел далеко не лучший спектакль Дмитрия Крымова «Последнее свидание в Венеции», довольно слабая «Не все коту Масленица» Театра имени Моссовета. За приз в «Малой форме» будут бороться Студия театрального искусства, глазовский муниципальный театр «Парафраз», театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска под руководством неоднократного номинанта Дениса Бокурадзе. Спустя три года в номинанты вернулся Юрий Погребничко с «Магадан-кабаре» в театре «Около дома Станиславского». И даже малюсенький театр из красноярского Шарыпово впервые заявлен работой ныне кировского главрежа Константина Солдатова. Петербургская «Мастерская» Григория Козлова представлена самостоятельной актерской работой Максима Блинова (он же номинирован за «лучшую мужскую роль») «Записки юного врача», уже поездившей по фестивалям. «Театр на Васильевском», дважды выдвигавшийся на «Золотую маску» в разные годы, также вернулся в круг внимания премии. Здесь же и дважды представленный Камерный театр Воронежа (режиссерские работы Михаила Бычкова и питерца Дмитрия Егорова), Кемерово («Телеутские новеллы»), Хабаровский ТЮЗ.
Традиционно «разношерстным» остается конкурс-эксперимент. В него ушли «фантастическая опера» «Снегурочка» театра «Старый дом» из Новосибирска, социальный проект «Язык птиц» Бориса Павловича в БДТ, сайт-специфик «Разговоры беженцев» фестиваля «Точка доступа», эксперименты Дмитрия Волкострелова по драматургии Павла Пряжко («Поле», театр «Post»), предметно-научный спектакль инженерного театра «АХЕ» и международная постановка Электротеатра в этом же направлении «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голосу рукой», а также «Молодая гвардия», сделанная в духе физического театра, которая продолжила эксперименты Максима Диденко.
В кукольном театре количество номинантов тоже выросло. Традиционно в лидерах Санкт-Петербургский театр Karlsson Haus, Борис Константинов (худрук Образцовского театра) со спектаклем в Карельском театре кукол, томский театр «Скоморох». Петербург представлен социальным (про мальчика-дауна) спектаклем «Колино сочинение» Яны Туминой (театр «Кукольный формат»), где сложная тема тонко и не спекулятивно поставлена для детей. Наконец, взял реванш Московский театр кукол – номинирована Наталья Пахомова со спектаклем «Сказка с закрытыми глазами «Ежик в тумане». Впервые в списке Театр кукол из Набережных Челнов и кукольный театр Красноярска со спектаклем «Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи».
Список номинантов по каждой позиции беспрецедентно вырос, и не только в драме, но и в музыкальном театре.
Основная тенденция в музыкальном театре в целом та же – широкая география. Другая тенденция, заметная и по опере, и по другим жанрам, – внимание к молодым художникам, чьи работы попали в шорт-лист. После долгого молчания попала в список Уфа, причем сразу с двумя операми – «Гераклом» Генделя и «Орлеанской девой» Чайковского (работа молодого режиссера Филиппа Разенкова). Второй год подряд в шорт-листе Самара – на сей раз с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (режиссер Георгий Исаакян, дирижер Александр Анисимов и певица Ирина Крикунова в частных номинациях), традиционно присутствует в оперном списке Екатеринбург («Кармен» в постановке Александра Тителя и дирижера Михаэля Гюттлера) и Пермь («Травиата» режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса). С «Осуждением Фауста» Берлиоза номинирован Астраханский театр оперы и балета (вкупе с постановочной командой). Астрахань, которая первой в России представила сценическую версию оратории, получила в соперники Большой театр с тем же сочинением. Вот этот выбор выглядит сомнительным: постановка в эстетике 50-летней давности выглядела весьма вторично, тем не менее эксперты выдвинули не только спектакль, но и всю творческую бригаду, за исключением дирижера Тугана Сохиева. Последний, надо сказать, вообще не попал в шорт-лист, даже за добротную «Катерину Измайлову» не был удостоен номинации, здесь выдвинуты режиссер и исполнители главных ролей. В паре с башкирским Генделем идет «Роделинда» из Большого театра, так же чересчур щедро, как и «Осуждение Фауста», представленная в частных номинациях. Столицу также представляют мировая премьера оперы Алексея Сергунина «Доктор Гааз» («Геликон-опера») и «Саломея» Рихарда Штрауса («Новая опера», еще одна работа молодых постановшиков Екатерины Одеговой и Этель Иошпа), а Петербург – спектакль «Симон Бокканегра» (Мариинский театр).
На удивление небольшой список в балетной номинации – всего пять спектаклей (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), зато слишком обширный в современном танце. И то, и другое довольно показательно: балетные центры просчитываются в выборе репертуара (в творческих силах сомневаться не приходится), а небольшие компании и театры (Омск, Вологда, Казань, Кострома), занимающиеся contemporary dance, делают это, судя по выбору экспертов, весьма удачно.
«Оперетта/мюзикл» вновь обнаруживает знакомую тенденцию – этот жанр интересен драмтеатру: «Преступление и наказание» из Театра мюзикла и «Белый. Петербург» из петербургской музкомедии получили в соперники спектакли красноярского ТЮЗа («Биндюжник и король») и самарской драмы («История лошади»).
Еще один тенденциозный жест экспертов – кризис дирижерской номинации, точнее, ее разделение по жанрам. Часто было так, что не хватало выдвиженцев на эту номинацию в опереточном разделе, сейчас же кризис в балете. Трех номинаций в этом разделе удостоился один и тот же дирижер – Павел Клиничев (напомним, уже дважды лауреат «Золотой маски»). Статус главного балетного дирижера у Павла Евгеньевича, считай, в кармане, но вот соревноваться сам с собой он навряд ли будет – скорее всего номинацию просто отменят. А это всегда знак для перемен.