Фото Олега Хаимова\официальная страница Союза театральных деятелей России в социальной сети
В Союзе театральных деятелей России (СТД) все прекрасно.
Союз театральных деятелей России переживает тяжелейший кризис, вместе с российской экономикой достиг дна.
Крайности сходятся, говорят. А еще в известном еврейском анекдоте ребе говорит двум утверждающим взаимоисключающие вещи соседям: «И ты прав, Абрам, и ты, Исаак». И в такой ситуации очень важным, может быть, самым важным, становится самоощущение. Потому что Олег Николаевич Ефремов, который был для нынешнего председателя СТД большим авторитетом, может быть, одним из главных авторитетов в театре, – он говорил, что в театре всегда кризис, и тогда самое главное – это постоянное самосовершенствование, но главное – понимание, что ты находишься в кризисе и надо что-то делать. А лучше – что-то конкретное и по конкретным направлениям. А если все хорошо и голосуют все единогласно, то скорее всего все не очень хорошо, а может, даже и плохо.
В выходные в Москве прошел 7-й по новому летоисчислению и 22-й от сотворения мира съезд СТД России. Новым председателем на очередные пять лет единогласно был избран Александр Калягин.
Альтернативы нет. Реально нет ее в нынешнем театральном союзе. Вернее, реально есть, а на съезде не было. Альтернативы Калягину в сегодняшнем СТД нет, я сам так считаю и сам бы голосовал за него. Почему? По многим пунктам. Во-первых, СТД – единственная организация, не распавшаяся, не разбежавшаяся на удельные княжества и по партийным спискам, как случилось с другими творческими союзами. А самое главное – сохранила политический вес. Когда была последняя встреча президента с художниками? Я не помню. Кажется, такой никогда не было. А с писателями, солью земли русской? Кажется, в Год литературы, то есть относительно недавно, но в общем уже давно. А с театральными деятелями президент (даже, можно сказать, не побоюсь этого слова – президенты) встречается регулярно, один-два раза в год, и это – при всех наветах друг на друга, о чем сказал на съезде Константин Райкин, эти встречи приносят и много пользы для театрального сообщества. Простой пример: был страшный 94-й закон о госзакупках. Театральные деятели – единственные, кому удалось добиться существенных поправок, учитывающих специфику театрального дела. В секретной части оборонзаказа и в театре действовали особые условия!
Понятно, что эти завоевания (назовем так) легко потерять. И ни в коем случае нельзя потерять. Калягин – единственный в сегодняшнем СТД человек, который может вести диалог с президентом, которого он знает, уважает (раз регулярно принимает, значит, уважает), с которым считает возможным и нужным вести диалог. Известных, а тем более хороших и очень хороших актеров и режиссеров у нас много, а «переговорщиков» такого высокого уровня – почти нет. Кого еще – пофантазируем – знает или может знать президент? Соломин, Райкин, Фокин, Миронов, Безруков… Ну, вот недавно Дюжев рассказал по телевизору, что это президент «выбил» для него концерт в Кремле. Но есть ли желание у Фокина, Миронова и Безрукова тянуть непростую ношу СТД, созданного много-много лет назад, задолго до советской власти (!), как общество взаимного вспомоществования? Эту главную цель тоже важно помнить, – сегодня СТД чаще выступает (приходится выступать) этаким политическим лоббистом интересов театрального сообщества. Для всего этого нужны силы и, извините, задор, энтузиазм, которого с годами больше, как известно, не становится. Из упомянутых выдающихся деятелей нашего театра ни один о таком желании не заявил, никто из делегатов их не предложил. Из названных мною, весьма произвольно, потенциальных лидеров ни одного нет в списках делегатов! А ведь они – главные люди нашего театра. Конечно, не только они, но они – первачи.
Те, кто сидел на съезде, не видели себя со стороны. А те, кто, как я, смотрели трансляцию, переживали не самые радостные чувства. Не знаю, кто как голосовал – поставленная на сцене камера во второй половине дня фиксировала заполненный едва ли на четверть зал Президент-отеля, в котором почти не было знакомых лиц. Накануне съезда кто-то заговорил, что Евгений Миронов может быть выдвинут как альтернатива Калягину. Но, говорят, он даже не член СТД.
То, что у Калягина на съезде не было альтернативы, – это, конечно, симптом кризиса. То, что проголосовали единогласно, – симптом кризиса.
Читаю длинный список постановляющих пунктов съезда – в них нет ощущения кризиса. По-моему, это плохой знак. Мы же знаем: ружье, которое висит в первом акте, в конце должно выстрелить. Если его не повесили, то и стрелять не из чего…
«Деятельность Секретариата Союза театральных деятелей РФ в отчетный период признать удовлетворительной»... Помните, в «Гараже»: «...у нас не может быть хорошей работы, бывает удовлетворительная или неудовлетворительная, голосуем...» «Утвердить отчет о работе Центральной контрольно-ревизионной комиссии Союза театральных деятелей РФ...» В этом отчете, на мой вкус, недоставало цифр, а от ревизионной комиссии ждут в первую очередь конкретных «осмеченных» показателей. У СТД – огромная собственность, земля, здравницы, фабрики… Слухи ходят разные, и это – традиция нашей жизни, у нас вокруг любой собственности гуляют слухи, но важно же знать, как на самом деле. У нас в стране все ждут прозрачности и честности от всех, но почему-то редко кто спешит побороться за прозрачность в своих рядах – я сам в этом убедился, когда в прошлом году вошел в совместную рабочую группу Минкульта и СТД по «Золотой маске». Несмотря на искреннее и понятное любопытство (большая же часть денег – из бюджета), нам так и не раскрыли финансовые тайны работы дирекции национальной театральной премии. О «Золотой маске» на съезде, тем более в итоговых документах – ни слова. То есть бороться за честность в рядах будем снова на примерах полиции и Министерства обороны?
Одна из главных проблем сегодняшнего театра, по-моему – в критике, от которой пользы сегодняшнему театру немного. Критики занимаются организацией фестивалей, продвижением своей собственной продукции, к которой имеют прямое или косвенное отношение, дружбой и враждой в собственных рядах, даже открытой травлей. Об этом на съезде, по-моему, не было сказано ни слова. О поддержке профессиональной прессы несколько лет назад говорили как раз у президента – спасибо Олегу Павловичу Табакову, который возвысил голос, а профессиональное сообщество – нет. В документах съезда и последующего Всероссийского театрального форума об этом ни слова. Решили лучше не трогать? Но ведь само собой не рассосется, Калягину, как человеку с медицинским образованием, это известно лучше других.
Из важного, сказанного и зафиксированного в итоговых документах: «...предложить порядок, при котором СТД РФ, получив от государства такие полномочия, станет общественным органом, с которым государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления будут обязаны согласовывать вопросы ликвидации либо реорганизации государственных (муниципальных) театров, а также увольнение по инициативе администрации и прием на работу административных и художественных руководителей театров» и «...считать привлечение в ряды членов СТД РФ профессиональных деятелей театра, особенно творческой молодежи, приоритетным направлением работы Союза».
Говорят, Владимир Путин в таких случаях замечает – надо принять закон, потом внесем поправки. То есть принятое постановление – еще не приговор и кое-что можно исправить и улучшить в дороге. Важно, чтобы было желание улучшить и понимание, что какие-то главные слова не были произнесены.