Программки 100-летней давности – настоящие
произведения искусства. Фото предоставлено пресс-службой театра |
В главном театре страны запускают проект «Открой историю Большого». Грандиозный, колоссальный – только такого рода эпитеты его охарактеризуют, если все получится так, как представили журналистам на презентации.
Бездонная история Большого (а это 200 с лишним лет) – афиши, программки, эскизы, фотографии, костюмы, то есть весь архив музея ГАБТ – будет оцифрована, структурирована и выложена в открытый доступ. Подобный опыт есть у нескольких театров (Метрополитен, Ковент Гарден, Парижская и Венская оперы), но ни один из них или не столь почтенного возраста, или так и не довел дело до конца. В Москве намереваются завершить проект за два года. Для этого театр приглашает волонтеров, так что к истории Большого может прикоснуться каждый. Достаточно зарегистрироваться на сайте www.openbolshoi.ru, получить доступ в личный кабинет и ждать задания.
Для ускорения по части технологий к проекту присоединились две компании – лидеры в области работы с изображениями и распознаванием текста и в области систематизирования информации в электронном виде. Поэтапная работа строится так. Сначала документы сканируются, затем распознаются и верифицируются с помощью специальной программы. Затем – время кропотливой работы по извлечению и, главное, проверке данных: названия, имена, даты, время, дополнительные сведения. Как раз на этих этапах подключаются волонтеры. На «сладкое» для энтузиастов тоже есть задачи, весьма творческие – вроде рубрикации исторических фотографий. Пресс-релиз называет примерные цифры – в архиве театра около 120 тыс. программ, 48 тыс. афиш и 100 тыс. фотографий.
Любители и, конечно, профессионалы потирают руки: такого рода информация в открытом доступе – клад. Руководитель оперного направления Евгений Цодоков (ему и принадлежит идея оцифровки архива, правда, он и предположить не мог масштабов проекта) выделяет условно две линии «употребления» архива – познавательную и научную. Предполагается, что пользователям будет доступна любая информация в любых комбинациях – по названиям, датам, солистам, дирижерам, постановщикам и пр. Шаляпин, Вишневская, Лиепа, Григорович, Плисецкая – или любой Петров-Иванов-Сидоров будет оцифрован, распознан, посчитан и т.п. Как замечает Цодоков, важны не только гении – их единицы, – но и те, кто гения подпирает: и десятки выдающихся, сотни известных, тысячи рядовых. Другая линия – исследовательская: материалы сайта, безусловно, станут подспорьем, а то и основанием научных работ.
Череда презентаций продолжилась представлением прессе совместного проекта театра и фирмы «Мелодия»: вышел в свет диск с записью оперы Леонида Десятникова по либретто Владимира Сорокина «Дети Розенталя». Авторы присутствовали на пресс-конференции. Оба не скрывали счастья: их работа увековечена, и в век технологий, как заметил один из них, ее уже не запретишь и не вытравишь. Даже если уничтожить весь тираж (он, кстати, небольшой – 1 тыс. экземпляров) и матрицу, запись уже есть в виртуальном пространстве – навсегда! Рассказали, как в 2005-м, когда, по словам Десятникова, стояла атмосфера сродни песне «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами...»), они сидели в кабинете директора и решали, выпускать ли премьеру. Сегодня этот случай (когда накануне премьеры депутаты Госдумы призвали запретить очерняющий облик родины спектакль) – уже энциклопедический – вспоминают как одно из звеньев на пути к случаю «Тангейзера». Все-таки 11 лет назад спектакль вышел, долгое время был в репертуаре и даже больше: вместе с другим скандальным (особо отмеченным реакцией Галины Вишневской) – «Евгением Онегиным» – стал основным предметом экспорта: на гастроли ездили в основном эти две постановки. Как сказал Десятников, интерес к «Детям Розенталя» проявляли некоторые театры (в частности, Опера на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге), но до контрактов дело не дошло. Между тем желание или необходимость второй редакции, по словам Леонида Аркадьевича, висит в воздухе. Да и постановки – так как интерпретацией Някрошюса авторы (говорил об этом Владимир Сорокин, но скорее всего за двоих) не были удовлетворены.
Дважды прозвучавшее выше имя Галины Вишневской будет названо и в третий раз. Выставка к 90-летию со дня ее рождения открылась в фойе театра. Стенды с фотографиями, многие из которых показываются впервые, личные вещи и, главное, концертные платья и театральные костюмы представлены в масштабной экспозиции.