Фото с официальной страницы Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ в сети "ВКонтакте"
Фестиваль «Зеркало сцены» представляет репертуарный срез рязанского театра за сезон. Больше недели члены жюри под председательством театроведа, профессора ГИТИСа Нины Шалимовой отсматривали спектакли, подробно обсуждая их на труппе: этот формат, слава богу, еще востребован в провинции. А на церемонии закрытия были объявлены лауреаты. Она прошла в лучших фестивальных традициях: красная дорожка, яркие спецэффекты и шутливые приветствия мировых звезд (постановщик церемонии смешно обыграл переозвученные видеоинтервью с заокеанскими артистами). Этот «голливудский» антураж был оправдан проходящим в России Годом кино.
Награду в одной из основополагающих номинаций — за лучшую режиссуру — в этот раз не получил никто. Панорама спектаклей не убедила экспертов в том, что за творческие удачи сезона отвечает режиссер; открытия фестиваля связаны главным образом с актером.
Замечательный характерный артист Юрий Борисов полонил жюри ролью Полония в «Гамлете» Театра драмы (постановка Карена Нерсисяна, недавно ставшего главным режиссером театра). Вот появляется Полоний на подмостках — и в умозрительном спектакле как-то фокусируется смысл, возникает конкретность отношений: драма человека при власти, который стремится держать все под контролем — и падает случайной жертвой своих стремлений. Или Игорь Гордеев, отмеченный жюри как «мастер эпизода». Артист, исполняющий в «Алисе в стране чудес» (тоже постановка Нерсисяна) несколько ролей, не пережимает с характерностью, не «заигрывает» с залом, а при этом всегда выразителен, даже в молчании.
Судя по «Гамлету» и «Алисе», говорить о полноценном диалоге нового главрежа с труппой еще рано. Кажется, что удачные проблески в этих двух спектаклях возникают порой помимо режиссуры, если даже не вопреки ей. В спектакле «Вышел ангел из тумана» того же театра, но другого постановщика — Петра Орлова — режиссер, такое ощущение, растворил себя в актерах, отдав пьесу Петра Гладилина им на откуп. При чтении она производит впечатление драматургической невнятицы, выдаваемой за эдакий театр абсурда на русский манер.
Если сквозь ненужные сюжетные подробности продраться к фабуле, то…Пенсионерка Первухина, на дне рождения которой разругались сыновья, вдруг начала вести себя очень странно. Как бы проваливается во времени, воображая себя маленькой девочкой. Приводит домой бомжа с бутафорскими крыльями, которого зовут Гавриилом, и это символично: с его явлением пенсионерка осознает себя беременной (Дева Мария наших дней?). К финалу «Гаврюша», оказывается архангелом, который пришел забрать ее душу, но перед этим помирить заблудших сыновей героини — это у нас как бы Каин и Авель. Каким-то невероятным образом актеры обжили и утеплили пьесу, «очеловечили» ее выспренную религиозную символику. Они существуют между бытом и метафизикой, то погружаясь в обыденную реальность, то воспаряя над ней. Возникает горький контраст между людьми «как они есть» — и какими могли бы быть, тоска об «утраченном рае». Людмила Коршунова в роли Первухиной — беспримесная инженю-лирик, только в возрасте. Актриса не пытается оправдать несуразицу выписанной автором роли, но осеняет ее внутренним свечением; передает состояние души — то лирическое озарение, что порой происходит с человеком как чудо, вне психологических мотивировок. Олег Пичурин — Гавриил до финала держит зрителей в напряжении: то ли это бомж-эксцентрик, вместе с героиней затеявший какую-то игру, то ли в самом деле ангел. Коршунова и Пичурин стали лауреатами фестиваля за лучшую женскую и лучшую мужскую роли.
Были в фестивальной афише и два спектакля Рязанского театра кукол. В обоих случаях схожие проблемы: эклектичная, бьющая в глаза сценография «перекрывает» актеров, у которых практически нет условий, чтобы продемонстрировать технику кукловождения. Что говорить, в кукольном театре, где функция художника столь велика, актер очень зависим от внешнего рисунка спектакля. Тем не менее, рязанские артисты налаживают эмоциональный контакт с залом, берут его «азартом игры»: с такой формулировкой был награжден один из актеров Василий Уточкин. А исполнителей сказки «Колобок, или в гости к бабушке» в постановке худрука театра Валерия Шадского жюри отметило «за мастерство вовлечения зрителей в игровое пространство спектакля».
Спектакль Театра на Соборной «Яр», поставленный питерской командой, — редчайший случай инсценизации прозы Есенина (кстати, уроженца Рязани). Николай Слободяник награжден за сценографию, Анастасия Кузнецова — за работу по свету, Николай Морозов — за музыку. Наконец, сам «Яр» признан лучшим спектаклем большой формы, и это определение кажется точным. Режиссеру Наталье Лапиной удалось сочинить именно что спектакль сильного эпического дыхания, этакую большую фреску. Другое дело, что отношения между персонажами во многом обозначены и психологически не разработаны, отчего только к финалу проясняется, кто кому кем приходится. Но ценно, как рязанские актеры оказались восприимчивы к поэтической режиссуре, поэтическому монтажу.
Рязань – из тех счастливых городов, где есть Музыкальный театр. Совсем молодой (был создан уже в новом тысячелетии) и не слишком обустроенный (на красивую зрительскую часть приходится крайне скромная сценическая), он тем не менее принимает равноправное участие в конкурсе. Театр сосредоточен в основном на жанре оперетты, два спектакля в этом жанре он и представил на рассмотрение жюри. За легкое, искрометное исполнение «Веселой вдовы» Легара жюри отметило дирижера Арифа Дадашева. Были отмечены и две актерские работы. За лучшую роль второго плана был награжден Алексей Исаев, сумевший представить не злобного, а обаятельного свиновода Зупана в оперетте Иоганна Штрауса «Цыганский барон», а Антон Свиркин получил премия министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области молодым актерам – с совершенно справедливой формулировкой «За безукоризненное чувство жанра».
Режиссер-постановщик обоих спектаклей Александр Сапрунов был награжден специальной премией жюри «за искусство мизансцены». Молодому постановщику удается на крошечной сцене совершить чудеса: здесь одновременно может находиться хор, главные персонажи, а танцевальная группа исполнять канкан, и при этом ни разу не столкнуться. Жанр оперетты, который сегодня экспертное сообщество признает кризисным, здесь, в Рязани, не теряет свежесть и краски, спектакли не кажется «пыльными», пошлыми, напротив – веселыми и очень искренними.
Гамлет убеждает актеров, что суть лицедейства — держать зеркало перед природой, являя каждому веку истории его неприкрашенный облик. Рязанский фестиваль убедил, что сегодня как раз актеры и «держат зеркало».