0
1847
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2016 00:01:00

На сцене Российского академического молодежного театра сыграли "Демократию" Майкла Фрейна

Тэги: театральные премьеры, алексей бородин, демократия, майкл фрейн, театральная критика


театральные премьеры, алексей бородин, демократия, майкл фрейн, театральная критика Гюнтер Гийом – двойной агент в жизни, слуга двух господ на сцене. Фото предоставлено пресс-службой театра

Алексей Бородин сегодня один из тех режиссеров-рационалистов, которые смело выводят на большую сцену сюжеты, что на первый взгляд сплошь игры разума и интеллектуальные разговоры о судьбах мира. В итоге спектакли оказываются тонкими драмами чувств. 10 лет назад вышел «Берег утопии» по Тому Стоппарду, в позапрошлом сезоне – «Нюрнберг» Эбби Манна, и вот теперь «Демократия» Майкла Фрейна – это первая постановка в России пьесы автора. И хотя громкое политическое название –  демократия как очередная утопия – оборачивается метафорой человеческих взаимоотношений и сложности каждого в отдельности, тема государственного противостояния 70-х годов отчетливо зеркалит наши дни.

«Демократия» Фрейна – пьеса-мокьюментари о восхождении и свержении одного из главных героев эпохи холодной войны – федерального канцлера Германии Вилли Брандта. Реальная история его отставки почище хитроумного детектива. Его личного референта Гюнтера Гийома разоблачили как агента Министерства безопасности ГДР. В ФРГ офицер Штази открыл табачную лавку, втерся в партию Брандта к социал-демократам и взошел по карьерной лестнице так высоко и близко, что следил за свежестью рубашек канцлера и ведал всей канцелярией. Улики на него пролежали в архиве нечитаными, и в течение 10 лет он не был под подозрением. Эта необъяснимая историческая случайность легла в основу литературной выдумки драматурга, который собрал в своей пьесе все тогдашнее политическое окружение Брандта (некоторые из них еще живы) и высветил эту странную пару – Дон Кихота и Санчо Панса ХХ века. Они же и олицетворяют противоречивые отношения двух частей Германии того времени – восточной и западной. Художник Станислав Бенедиктов, всегдашний соратник Бородина, выстраивает на сцене передвижной прозрачный павильон со множеством вертящихся дверей, который станет и ведомством канцлера, и избирательным участком, и вагоном поезда в агитационных поездках по стране. «Я вижу всю Германию как один стеклянный дворец», – скажет Брандт. Эта незыблемая прозрачность еще и символ непрестанного наблюдения, размывания конфиденциальных границ в мире большой политики, где гриф «совершенно секретно» становится главной приманкой. Гюнтер Гийом в исполнении Петра Красилова мечется по сцене – он слуга двух господ: только что услышанный разговор у Брандта ему нужно срочно передать своему начальству, его связист Арно Кречман (Андрей Бажин) – единственный вымышленный персонаж пьесы, хотя и имеющий свой реальный прототип. Он и выглядит как шпион из анекдотов – в глухом плаще и темных очках, словно прозрачный, ходит в самой гуще министров, но его никто не замечает. Как и не подозревает Гийома в минуты его предельной искренности, которых на пути сближения с Брандтом оказывается немало. Поэтому финальное разоблачение не производит эффекта разорвавшейся бомбы – все знают всё уже с самого начала. И интрига кроется в мерцающей игре в эту до поры до времени не оглашаемую «тайну». А ведь именно в этом и кроется драма – одна из версий того, почему так долго «не мог» быть раскрыт шпион около канцлера, была в том, что это был придерживаемый предлог для отставки Брандта в нужный момент, готовящийся внутрипартийными конкурентами.

Илья Исаев играет Вилли Брандта как человека уравновешенного, закрытого и несколько равнодушного. Когда Гийом–Красилов впервые рассказывает ему о своей семье, тот вдруг смотрит на него с любопытством. Тут и пробегают первые человеческие искры взаимопонимания. Нащупывается непрозрачная сложность и противоречивость каждого – они открывают это друг в друге. У легкомысленного мальчика на побегушках вдруг обнаруживается мужская биография с женой и сыном. У основательного управленца «шпионская» молодость в антинацистском подполье, страсть к выпивке и случайным женщинам. Вилли Брандт Исаева запоминается не тем противоречием между силой харизматичного политика и его человеческой слабостью к запоям и депрессиям (это в спектакле дается бегло), а скорее моральной изможденностью в преддверии раскола. Оттого и долгожданное падение Берлинской стены много позже (оно дано очень условно, одним штрихом: по ту сторону упавшего заграждения появляются люди в ярких, цветных одеждах) становится горьким итогом: «смысл всех наших страданий, борьбы и обмана рассыпается в пыль».

У Красилова Гюнтер Гийом выходит совсем не отвратительным хамелеоном, его услужливость забавна и мила, хотя и навязчива. Он жизнерадостен, искренне привязчив и страшно обаятелен, как это всегда бывает в таких живых и лицедейских героях Красилова (вспоминается его Фандорин в одноименной постановке по Акунину). Он пластичен не только физически – отдельные сцены легко и изящно станцованы в пантомиме – но и внутренне. После пережитого судебного срока он вновь встает за спиной Брандта, чтобы хотя бы мысленно быть рядом. А Брандт, в свою очередь, никак не участвует в его разоблачении – это происходит как бы помимо его воли и… приносит разочарование конца этой Игры. И подпись к гротескному символу эпохи, знаменитому граффити Берлинской стены «Братский поцелуй» Брежнева–Хоннекера – «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви», – начинает звучать как-то особенно трагически.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
507
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
522
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
547
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
629

Другие новости