0
3004
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2016 00:01:00

Театр военных действий

Тэги: фестиваль, территория, нон фикшн, сострадание, театральная критика


фестиваль, территория, нон фикшн, сострадание, театральная критика Видео-портрет укрупняет каждую слезинку в глазах актрисы. Фото с официального сайта фестиваля

«Сострадание. История одного оружия» – спектакль-манифест. Да и какой другой жанр может быть у постановки нон-фикшн, в центре внимания которой междоусобные войны, геноцид, беженцы, повстанцы; где исследуют стершуюся глубину идеи «со-страдания», как понятия не человеческого даже, а божественного… Этот спектакль нельзя назвать документальным, скорее сверхдокументальным. Этот перформанс сложно назвать театральным. Потому что две актрисы, присутствующие на сцене, говорят не от лица героя, а от себя, разрушая театрализацию как фальшивый механизм прикрытия. Здесь театр возвращается  к своей древней функции – быть кафедрой. 

На сцене громоздится куча мусора – грязный рваный полиэтилен, сломанные игрушки, перевернутые брошенные стулья, оборванные ветви деревьев. Раскуроченный мир катастрофы. Застывший Апокалипсис. Зрителям зачитывают обращение режиссера о том, что так как подлинную декорацию не успели привезти, то в Москве собрали новую. Это, конечно, обманка: в этом  спектакле все подлинное, все с места событий. Потому что и Россия не может не чувствовать себя виновной и сопричастной к трагедии всего мира – массовым убийствам по «законам» гражданских войн. Точнее сказать, эта вина и пятно есть на каждой нации. 

Швейцарский режиссер Мило Рау оставляет на сцене двух женщин – белую немку, арийку, и темнокожую африканку. Обе они – актрисы. Но никого не станут играть, а будут рассказывать о себе, своем прошлом, о том, что было с каждой из них до театра. Рассказывать об одном и том же, только с двух сторон, двух точек зрения. Одна – была жертвой, другая – свидетелем. Одна не простит тех, кто убил ее семью. Другая не прощает себе, что видела и слышала, как убивали, наблюдала «из-за кулис»,  но была бессильна. Одна раньше любила звук пистолетного залпа, другая – боится теперь и палящих отзвуков праздничного фейерверка. 

Африканка Консолат Зипериус показывает свидетельство об усыновлении – ее взяли в семью бельгийцы, после того как родителей убили 20 лет назад в бойне между тутси и хуту, племенами Руанда в Восточной Африке. Немка Урсина Ларди включает видеозапись – совсем недавно она ездила в лагерь беженцев, к сирийцам. И иронично замечает, как же комфортно сегодня им живется. И как они совсем не похожи на несчастных обездоленных изгнанников. Такой циничной иронии по всему сценарию спектакля будет разбросано немало. «Мы же только и делаем, что зарабатываем, играя в театре евреев, инвалидов… Кстати, режиссер хотел поставить этот спектакль о них, но инвалиды ведь уже давно вышли из моды». 

Спектакль рождается как бы сам собой – Урсина Ларди углубляется в недра воспоминаний (и здесь уже правду невозможно отличить от вымысла) о том, как была в составе гуманитарной спецоперации по воспитанию миром в 90-е годы, времена геноцида в Африке. Как слышала сквозь шум дождя предсмертные крики, как строила своими руками уличный водопровод в лагере беженцев, как выкупила за свои деньги человека, как раба в древнем мире, и тем спасла от смерти.  Ее воспоминания становятся покаянием. А индульгенцией – собственная честность. Нет только черного и белого, нет ненависти и жалости, нет хороших и плохих. Сегодняшние жертвы могут обернуться убийцами уже завтра. Урсина Ларди говорит: «Это как в «Догвилле» Ларса фон Триера: наивные чистые люди деревни жестоко насилуют героиню Николь Кидман, а потом, как «Бог из машины», появляется ее отец и она просит: «Убей их всех»».

Жизнь – это театр военных действий. А театр как вымысел перестает существовать. Театр, искусство – это опыт чувств, те страдания, которые человек уже когда-то пережил, а теперь они выпали и на нашу долю. Актрисы апеллируют к античному театру – Эдипу, который мучился своей несмываемой виной, и Антигоне, так и не похоронившей брата после войны. И эти «театральные» истории из были превращаются в явь, строчку реальной биографии. Эти чувства сейчас переживают они – наши современницы. 

Драматург Флориан Борхмайер сталкивает двух рассказчиц, стоящих по разную сторону баррикад, и две противоположные реальности – условный мир театра и подлинный мир настоящей жизни. Документальность за пределами этики (рассказывая  свой кошмарный сон о том, как унижали африканцев во времена геноцида, Урсина Ларди  мочится на сцену на глазах у зрителей). И театральную игру, лишь копирующую саму жизнь, но в то же время и заставляющую прожить ее еще раз здесь и сейчас. Актриса берет автомат и наводит его на зрителей – раздувает щеки и, как ребенок, играющий в войнушку, имитирует звуки выстрелов. Главной моральной проблематике – о разломе мира, где сострадание как жалость и сочувствие уже опустошены, а есть только со-страдание («Бог страдает вместе с нами»), – вторит разлом театральности. Консолат Зипериус говорит, обращаясь к зрителям: «Режиссер хотел, чтобы в этот момент я взяла игрушечный пистолет и стреляла в вас, нацистов. Потому что я – та самая еврейская девочка из «Бесславных ублюдков» Тарантино, которая смотрит с экрана в глаза своим убийцам. Это нас убивали ради вашего золота и нефти белых». «Но я не хочу мстить», – отрезает она и включает запись детских смешливых голосов африканской глубинки.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
521
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
537
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
562
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
645

Другие новости