Фото с официального сайта театра
Моя любовь к Ивановскому областному театру кукол началась почти десять лет назад. Случайно я оказалась на одном из спектаклей, который показывали в рамках Международного фестиваля театров кукол «Муравейник». Тогда я только приехала в Иваново, и фактически мое знакомство с городом началось с театра. Тема фестиваля звучала так: «Молодежь на сцене театра кукол». Свои работы показывали начинающие актеры и студенты из России и ближнего зарубежья. Не помню точно, какой смотрела спектакль, но та атмосфера, которая царила в театре, захлестнула ощущением настоящего праздника, по-домашнему семейной теплоты, творчества и добра. С тех пор эти чувства не угасли, напротив, они регулярно подпитываются новыми постановками, встречами с коллективом театра по большим и маленьким, но всегда очень приятным поводам. А фестиваль «Муравейник», который проходит в Иванове раз в два года, стал для меня любимым, ожидаемым событием. В этом году его провели в одиннадцатый раз.
Под одной крышей
Театр кукол располагается на центральной площади города, во Дворце искусств. Под крышей этого здания мирно сосуществуют драматический и музыкальный театры. Вряд ли где еще в России, есть место, где сразу три театра живут бок о бок. Артисты действительно дружат, приходят в гости на все премьеры, бенефисы. И в то же время у каждого из театров есть своя отдельная территория.
Ивановскому областному театру кукол уже больше 80 лет. Но собственное здание кукольники получили лишь в 1987 году. До этого момента театр был разъездным и не имел собственного зала. Однако появление своего здания не решило всех проблем. Как ни странно, Дворец искусств, построенный в стиле советского конструктивизма и с высоты птичьего полета похожий на огромный трактор или комбайн, что было в духе эпохи, проектировали не для театров. Здесь планировали сделать небольшие сцены для концертов и конференций, а также один огромный театральный зал. Художественный руководитель театра, заслуженная артистка России Елена Иванова рассказывает: «За все время, что мы здесь живем, мы уже привыкли и к нашему фойе, и к залу, делаем их как можно более удобными для зрителей. Впервые почти за три десятка лет, сменили кресла и одежду сцены».
В зрительный зал ведет небольшая закругленная лестница. Неожиданно, холодные бело-серые тона общего для всех ивановских театров холла сменяют радужные цвета стен и колонн театра кукол. Сразу понятно: сказка живет именно здесь. В фойе обращают на себя внимание две большие витрины, где разместили самое дорогое для актеров - старые афиши, фотографии и, конечно, кукол из уже неидущих спектаклей. Это маленький музей.
На противоположной стене - портреты актеров. Сейчас в коллективе 15 артистов, среди них 5 заслуженных: Елена Иванова, Владимир Кузнецов, Борис Новиков, Тамара Клевцовская и Александр Сердитов. «У нас, наверное, один из самых «заслуженных» театров в России, – улыбается Борис Новиков. – Когда приезжают коллеги и смотрят фотографии, очень удивляются, что на такое количество актеров столько заслуженных».
В традициях Образцова
Не каждый театр может похвастаться своей эмблемой. У Ивановского областного театра кукол она есть. Появилась в 80-е годы. На ней изображены близнецы – актер и кукла, которые едут на колесе. Эта пара олицетворяет странствия, которые выпали на долю труппы, артисты бесконечно колесили от города к городу. Но и сейчас эмблема актуальна: театр остается мобильным, актеры часто ездят на гастроли. А колесо является символом непрерывного творческого движения.
Мамой ивановского театра стала педагог по профессии Екатерина Петровна Пирогова, выпускница первых Всесоюзных курсов инструкторов-кук
Вот, что говорит о традициях легендарного кукольника его внучка Екатерина Образцова, приехавшая в этом году на «Муравейник» (дома у нее хранится комод, купленный мамой на развале в Иванове): «Многие стараются притянуть свои работы к образцовским традициям. Считают, для этого достаточно взять в руки тростевую или планшетную куклу. Я долго думала над этим вопросом. Дедушка говорил, что там, где живы традиции, там мертвы идеи. В то же время отказаться совсем от традиций не правильно. Видимо, нужно их правильно понимать и изучать. Мне кажется, что все, что талантливо, все, что сделано со вкусом, все, что придумано здорово - все это образцовские традиции».
Следовала им, ставя свой первый спектакль «Таня-революцион
«Я начал понимать, что бабушка работала в театре, когда в детский сад пошел, - рассказывает Сергей Ригерт. - Когда готовились к утренникам, воспитатели все время говорили, что надо делать приставной шаг, а у меня не получалось (смеется). Вот они и подтрунивали: «Пусть бабушка научит, она же работала в театре!»
Елена Иванова добавляет: «Мне посчастливилось быть знакомой с Екатериной Петровной. Она хотя уже тогда и не работала, приходила почти на каждую премьеру, была доброжелательным зрителем, но и замечания тоже делала. Мы всегда с удовольствием слушали ее. Бывало, что встречались и у нее дома. На сохранившейся фотографии Екатерина Петровна улыбается, она всегда была такой».
После ухода Пироговой из театра, не раз менялись режиссеры. Не осталось ее учеников и последователей. «Каждый художник - это прежде всего индивидуальность человека, который руководит театром, либо ставит спектакли, - акцентирует внимание Елена Энгельсовна. - Я не могу быть только хранителем традиций, тогда получится театр-музей, а ведь театр - это живой организм».
Те, кто сейчас служат здесь, уже не работали с Пироговой как с режиссером. Но она сумела подать пример, как надо любить свою профессию.
«Екатерина Петровна часто вспоминала, как дети ахали, когда актеры в конце спектакля выходили из-за ширмы, что это, оказывается, люди были, а не просто ожившие куклы. И сейчас, когда почти у каждого ребенка есть и телефон, и планшет, остается вера детей. Это дорогого стоит», - говорит Елена Энгельсовна.
Театр-дом
Художественный руководитель театра Елена Иванова начинала свой творческий путь в Костромском театре кукол в качестве актрисы. А в Ивановском областном театре она служит уже почти 30 лет, и именно здесь она поставила свои первые спектакли. А потом ее стали приглашать на постановки в театры Москвы, Санкт-Петербурга
«Мне хотелось поработать в театре интересном и живом, - рассказывает Елена Иванова. - Мой учитель из Санкт-Петербурга Сергей Константинович Жуков посоветовал показаться главному режиссеру Ивановского областного театра Елене Георгиевне Демировой. Очень удивила атмосфера. Не секрет, что театральную среду называют «террариумом единомышленников
В 1995 году Елены Демировой не стало, год театр прожил под руководством художественного совета. Всем было понятно, что так не может продолжаться и что возглавить театр должен кто-то один. Тогда Елену Энгельсовну назначили на должность художественного руководителя.
Ноль плюс
Визитные карточки ивановского театра - спектакли, поставленные Еленой Ивановой: «Сказки братьев Гримм», «Ладушки-ладушки
«Сказки братьев Гримм» уже отметили 15-летие и за это время успели объехать полсвета, завоевав признание на различных фестивалях.
«Ладушки-ладушки
«Детский альбом» Чайковского» - экспериментальны
Каждый год в театре появляется три-четыре новых сказки. «При составлении плана на месяц мы следим, чтобы прокатывалось как можно больше названий. Посещаемость зависит, прежде всего, от взрослых и мы стараемся привлекать их всеми силами», - говорят в администрации театра.
Многим родителям удобно в будний день после работы забрать ребенка из сада и отправиться с ним на спектакль. Для них мы придумали «Театральный четверг». Традиционным для театра стал конкурс «Лучшая театральная семья». После просмотра спектаклей родители не выбрасывают билеты, а оформляют портфолио. В конце сезона театр поощряет около 50 семей. Иногда преданные зрители и сами приходят с подарками.
«У нас был мальчик Миша, - вспоминает актер Борис Новиков, - сейчас этот парень институт закончил. Он ходил к нам с первого класса вместе с папой. Как-то на Масленицу сам напек блинов и принес в театр. А когда у меня был бенефис, он вынес на сцену торт. Я тогда представил его всему залу как самого преданного зрителя».
В театр принято приводить детей с трех лет. «Но уже дошло до того, что приносят грудных младенцев, - удивляется Елена Энгельсовна. - Наверно, это и наша недоработка, а как взрослым объяснить? Идеи есть. Может быть, делать родительские клубы. Но, к сожалению, фраза «мой понимает всё» звучит повсеместно, а мы не можем не продать билеты для малышей. По закону мы обязаны ставить «0+», но в афише всегда пишем – «для детей от трех, четырех и более лет», в зависимости от спектакля».
Дети до трех лет - еще не зрители, уверены в театре. Если во время спектакля ребенок поднимется со своего места, пойдет к сцене, и его не остановят родители, то тут же река из детей потечет на сцену, хотя внимание всех отвлек один единственный ребенок.
«Я слежу, слушает ли зал спектакль, интересен ли он ему, почему в зале вдруг какой-то шум прошел, - рассуждает старейший актер театра Владимир Кузнецов. - Приятно, когда не просто смеялись, а слышали нас, сопереживали».
«Хочется заинтересовать зрителя, а он всегда разный, - подмечает Борис Новиков. - Есть те, кто постоянно ходят, а есть, кто у нас впервые, и не знаешь, сколько их в зале, может один, а может, ползала, и надо сыграть так, чтобы им захотелось придти еще. Конечно же, надо обаять и папочек, и мамочек. Если им понравится, то они обязательно приведут ребенка снова (улыбается), захочет он этого или нет. А когда читаешь отзывы о своей работе, понимаешь, что работаешь не зря. Например, пишут: «Вы делаете очень большое дело», «Мы очень любим ходить в театр кукол», «Здесь всегда интересно, тепло». Тепло, я имею в виду здесь (показывает на сердце), там-то (кивает в сторону зала и фойе) постоянно почему-то холодно».
Муравьи всех стран, объединяйтесь!
«Муравейником» Международный фестиваль театров кукол назвали потому, что его организаторы уверены: актеры-кукольник
В разные годы участниками фестиваля становились коллективы из Белоруссии, Литвы, Польши, Турции, Чехии. А в этом году побывали театры из Армении и Азербайджана (несмотря на обострение межгосударственн
На «Муравейнике» сложилась традиция обсуждать постановки вместе с экспертным советом. Но сам по себе фестиваль неконкурсный.
«Наш фестиваль душевный, атмосферный, - подчеркивает Елена Энгельсовна. - Мы хотим, чтобы так было всегда, чтобы от нас люди уезжали со слезами радости. Мы не присуждаем места, это очень портит атмосферу. Зато каждый театр может придумать номинацию и вручить приз за понравившийся спектакль любому режиссеру, художнику или актеру на закрытии фестиваля».
«Муравейник» - очень-очень теплый, непосредственный
Церемонии открытия и закрытия, к слову, всегда проходят по-особому. Ивановские артисты готовят многочисленные сюрпризы. Так, в зрительный зал могут полететь золотые клубки, и все присутствующие оказываются связанными нитями, а ведь нити - это своего рода продолжение рук кукольника, а потому священное для актеров понятие. А когда приходит момент прощания, артисты способны сделать этот момент заразительно веселым благодаря пародиям и неожиданным подаркам.
«Замечательный фестиваль, сильный, очень нужный городу, - отмечает театральный критик из Санкт-Петербурга Арина Шепелева. - Держится он уже 20 лет. Есть команда, которая этот фестиваль делает и делает его хорошо».
А задумывался «Муравейник» в 1995 году Еленой Демировой и прежним директором театра Владимиром Михайлиным. Тогда фестивалей по всей России было не так много, а в средней полосе тем более. Старше «Муравейника» среди регулярных фестивалей только «Рязанские смотрины».
«В тот год мы пригласили несколько театров, придумали логотип первого «Муравейника», и, несмотря на серьезную болезнь художественного руководителя, провели фестиваль, - рассказывает Елена Иванова. - Помню, как мы готовились. Все ночи напролет коллектив вручную мастерил сувениры, клеил подарочные пакеты. Сидели все актеры в администраторско
К сожалению, Елена Демирова не присутствовала на первом «Муравейнике». А в Москву, где она лечилась, артисты привезли книгу, рассказывающую о каждом из фестивальных дней. Тогда на свои кровные они издали всего 10 экземпляров. Демирова очень обрадовалась, что все прошло успешно, и благодарила коллектив. Через две недели её не стало...
«Не думали мы тогда, что будем проводить «Муравейник» раз в два года, думали, может быть, он будет однократным, в то время тоже было тяжело с финансами, - признается Елена Энгельсовна. - Очень хорошо, что мы это дело не оставили. Есть театры, которые говорят: «А давайте мы просто приедем за свой счет!». Если будет безвыходное положение, то может так и будет. Ведь если мы не проведем фестиваль однажды, то очень просто все забыть».
Куклы – не игрушки
«Муравейник» предоставляет ивановским зрителям возможность познакомиться с лучшими российскими и зарубежными спектаклями, причем, не только с детскими. Некоторые родители поступают опрометчиво, когда не смотрят на возрастные ограничения в афише фестиваля. Театр кукол - не только для маленьких. Хороший пример - спектакль для взрослых Гродненского областного театра кукол «Пиковая дама», который привезли на десятый «Муравейник».
«С помощью этого спектакля мы пытаемся сломать устоявшееся мнение, что кукольный театр - для малышей и почему-то ни у кого не возникает мысли, что мы можем замахнуться, к примеру, на мистификацию по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина и оперы Петра Ильича Чайковского», - поясняет актер гродненского театра Александр Енджеевский.
Поставил этот спектакль выдающийся режиссер современности Олег Жугжда. Другая его работа - «Мио, мой Мио», по книге Астрид Линдгрен, для вологодского театра кукол «Теремок», высоко оценили на одиннадцатом «Муравейнике». Ольга Глазунова, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России, называла коллектив первопроходцем в новом жанре фэнтези. Она отметила, что в современном театре на первый план выходит видео. Слово уже не так значимо. От многослойной литературы в спектакле мало что осталось, но эксперимент критикам понравился.
Что касается ивановских кукольников, то к 9 Мая они посвятили спектакль для взрослых «Он, Она и Война», основанный на письмах времен Великой Отечественной и военных песнях. Он открыл программу «Муравейника» в этом году. «Мы пытаемся приучить зрителей, что есть взрослые спектакли, но при том, что Иваново имеет три театра, назвать его театральным городом я не могу, - поясняет Елена Иванова. - Почему мы никак не можем внедрить в прокат взрослые спектакли, сказать трудно. Некоторое время назад была постановка по Мрожеку «Кароль», на него было девять залов, больше мы продать не смогли. Эта история повторялась и с другими спектаклями».
От Колобка до Шекспира
Так коротко можно сказать о фестивальной программе этого года. Комедия классика «Как вам это понравится», написанная для взрослых, разыгранная вологодцами в духе бродячих актеров, соседствовала с простой, казалось бы, сказкой про Колобка. Но эта постановка и для детей, и для взрослых. «Спектакль сложный, в нем задействован проектор, есть интерактив с залом, и в то же время в этой замечательной русской сказке вдруг неожиданно звучит Моцарт», - поясняет художественный руководитель Рязанского театра кукол, заслуженный деятель искусств России Валерий Шадский. Сюрпризом становится и то, что герои сказки летят по небу, как на картинах Шагала.
Пока для любителей взрослых кукольных спектаклей «Муравейник» является отличной возможностью посмотреть лучшее. Как правило, уже за неделю до начала фестиваля купить билеты невозможно. Это при том, что в фестивальные дни дополнительно используются сцены драматического театра и филармонии.
Люди мира
На одиннадцатый фестиваль приехали в гости театры бывших союзных республик. Тема межнационального общения оказалась рискованной. Но «Муравейник» собрал людей, которые могут посмотреть в глаза друг другу, вспомнить о том, что мы дружили и о том, что мы можем дружить и, что на самом деле кукольное искусство объединяет страны и народы. Не случайно сувениром, который вручали гостям, стала фигурка человека из трех кубиков, которые как ни поверни, какой головной убор не выбери, из него получится муравей. Ведь все мы люди мира.