Евгений Шестаков ждал создания этого оркестра 10 лет. Фото Евгения Швецова предоставлено пресс-службой Сургутской филармонии
Фестиваль искусств «60-я параллель», который в четвертый раз проводит Сургутская филармония, в этом году посвящен музыке, если точнее – российским музыкантам и коллективам. Открыл его знаменитый оркестр народных инструментов им. Осипова, а вот продолжил коллектив совсем новый: по приглашению директора филармонии Якова Черняка в Сургут приехал Тюменский государственный симфонический оркестр, первый большой коллектив, созданный при поддержке государства и с государственным статусом в XXI веке.
Создание собственного оркестра было давней мечтой директора Тюменской филармонии Михаила Бирмана – на реализацию этого проекта ушло 10 лет. В ноябре 2015 года оркестр дал свой первый концерт, в сентябре 2016-го уже проехал с гастролями по стране: играл в Иркутске и Москве – на фестивалях Дениса Мацуева (пианист, можно сказать, благословил коллектив еще год назад, он солировал в дебютном концерте оркестра), в Пскове и Екатеринбурге (см. материал о Симфоническом форуме).
Главный дирижер и художественный руководитель оркестра Евгений Шестаков прошел с Бирманом все стадии ожидания (их первая встреча состоялась в 2006 году) и формирования коллектива – от составления штатного расписания, покупки инструментов, прослушивания (из пяти сотен музыкантов выбрали 64), репетиций по собственной методике (восемь часов в день вместо традиционных четырех) и так далее. Результат, надо сказать, впечатляет – хотя бы количеством: за год набралось около четырех десятков программ, а за последний месяц оркестр сыграл 30 разных сочинений.
Качественный результат, конечно, пока «скачет». Сказать, что звучание оркестра безупречно, довольно сложно, но перспективы для развития весьма ощутимы. Для фестиваля «60-я параллель» Шестаков предложил хрестоматийные Четвертую симфонию Чайковского и Половецкие пляски из «Князя Игоря» Бородина, они обрамляли программу, а в качестве «начинки» шли Увертюра к «Сороке-воровке» Россини и две концертные пьесы, где солировали музыканты оркестра: кларнетист Данила Янковский (блистательно!) исполнил Концертино Вебера, а «Цыганские напевы» Сарасате – концертмейстер оркестра скрипач Александр Кащеев.
Впечатления от этого коллектива, повторимся, остались двоякие. Скажем, если первая часть симфонии Чайковского производила впечатление просто добротно сделанного рабочего варианта, где каждая группа играет вовремя и что положено, пока не чувствуя материала (первые унисоны у меди звучали не столько фатально, сколько празднично, словно это вступление к Полонезу из петербургского акта «Евгения Онегина»), то к финалу оркестр вдруг задышал как единый организм, и залихватская (в этой интерпретации) кода справедливо «вырвала» аплодирующих слушателей из кресел.
Аккомпанементы прозвучали куда увереннее, в Увертюре не хватило россиниевской легкости, но это, впрочем, дело опыта. Которого у оркестрантов – пока – не так много, ибо средний возраст ребят всего 28 лет, притом что консерваторию заканчивают обычно в 23–24. Но основа для совершенствования у Тюменского оркестра очень крепкая, и зиждется она на опыте руководителя (Шестаков возглавлял Одесский и Омский оркестры) и на доверии к нему музыкантов, что, кстати, очень и очень заметно.
Еще один коллектив – ансамбль скрипачей Республики Саха «Виртуозы Якутии» выступит на закрытии фестиваля (14 ноября), а до того в Сургуте пройдут концерты петербургских музыкантов – гитариста Егора Свеженцева (30 октября) и фольклорной певицы Кристины Руденченко (4 ноября), а джазовый ансамбль Сургутской филармонии при участии видеохудожника Юрия Семенкова представит программу «Танцы северного ветра» (11 ноября).
Сургут–Москва