0
3863
Газета Культура Интернет-версия

10.10.2016 00:01:00

Островский в красивой белой коробочке

Тэги: театральная премьера, театр, современник, поздняя любовь, театральная критика


театральная премьера, театр, современник, поздняя любовь, театральная критика Вместо чеховского ружья – громадный револьвер. Фото со страницы театра «Современник» в «ВКонтакте»

«Поздняя любовь» – совсем не сентиментальная история. Так озаглавлена премьера «Современника», которую сыграли накануне выходных, в минувшую пятницу. Островский определил жанр иначе – «сценами из жизни захолустья в четырех действиях», и это определение распечатывается на экране, который с началом спектакля превращается в игровую площадку. Спектакль поставил Егор Перегудов, художника Марию Трегубову в данном случае надо назвать соавтором – и победы, если считать эту работу удачей, и неудачи, если результат не покажется убедительным. 

Спектакль без экрана сегодня – все равно что не спектакль. «Современник» верен своему названию, и потому в его новом спектакле экран имеется, но «в роли» экрана выступает сама сценическая конструкция, белая, с черным проемом-ширмой, которая, как скоро выясняется, скрывает белую же сценическую коробочку, буковки, одна за другой, складываются в слова: поздняя любовь, сцены из жизнь захолустья в четырех действиях… Все правильно, это и обещали. Дальше – сперва медленно, потом все быстрее и быстрее, так, что глаза уже почти не успевают все это читать, прокручивается первая ремарка – про «бедную, потемневшую от времени комнату в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери…», тем более что ничего похожего на сцене публике не показывают. Сцена белая, стена белая, в проеме стены – черным-черно и только сверху вниз медленно-медленно проплывает декоративная снежинка, вроде тех, какие в детском саду еще учат вырезать из бумаги. Очень красиво!  

Когда сцена-коробочка открывается, на ней – две фигуры, укутанные с головой в белые одеяла-шубы, когда они поворачиваются к публике, становится понятно, что это Марина Хазова (она играет Фелицату Шаблову, хозяйку небольшого дома) и Алена Бабенко (Людмила, дочь когда-то богатого московского адвоката Маргаритова, теперь они снимают комнату у Шабловой).

Вообще, чтобы зрителям не было скучно в спектакле, режиссер и особенно сценограф придумали много разных эффектных штучек. Ну, например, когда сын Шабловой Дормедонт (Николай Клямчук) просит маму время узнать, она мгновенно откликается: «Ага, семь пятнадцать». Ну, примерно через 15 минут после начала этот диалог и происходит, зал радуется такому вниманию театра к жизни по нашу сторону от сцены. 

Декорация придумана очень эффектная: черные внутренние ширмы замечательно кадрируют сцену, выдвигая или выделяя крупные планы. Опять же – время от времени выпечатываемые ремарки… Дань традиции «Современника» – в игре на каком-то пределе естественности, что особенно «подчеркивается» (естественность подчеркивается? – какой-то оксюморон) в работах актеров старшего поколения у Хазовой, в том, как она, например, то и дело поправляет с двух сторон свою лыжную шапочку, или у Василия Мищенко – Маргаритова. Этот реализм, в какой-то момент приходишь к выводу, сгущен в их манере до какого-то предела, как, например, реализм Людмилы Петрушевской. Петрушевской, а не Островского-бытописателя замоскворецкой жизни. 

Перегудов – очень талантливый режиссер. 

Трегубова – она вообще гений, кто видел ее спектакли, наверняка согласится с таким вот пугающе комплиментарным определением. Один «Наш Гоголь» на чердаке Александринки убеждает в этом раз, хотя, может и не навсегда.

Спектакль тем не менее, во всяком случае, на мой взгляд, удачей назвать нельзя.

Скорее – наоборот.

Хотя, вернувшись, можно многое и с удовольствием пересказывать домашним – саму конструкцию, невероятно эффектную, скрывающую какие-то свои красивые возможности почти до самого конца. То, как играет Хазова – это настоящая азбука и одновременно высшая математика актерской игры, насыщенной многочисленными деталями, лишенная нарочитости, естественная и одновременно подробная в каждую минуту... Как играет Мищенко… Как эффектно появляется Елена Плаксина в роли вдовы Лебедкиной: сделано так, что кажется, будто под шубой на ней вовсе нет ничего. Ноги – от ушей, плечи – редкой красоты, она сидит на какой-то приступочке, а подол ее шубы, как живой лисий хвост, то и дело врывается в комнату через оконный проем, то есть, получается, с улицы, и влепляет неловким собеседникам вдовы оплеухи. 

То вдруг стерильное пространство заполоняет какая-то антикварная или даже утильная мебель, какая, верно, и должна была захламлять комнаты в доме Шабловой, то мебель «рассасывается», освобождая белую комнату для медведя, например, явившегося в спектакль «Современника» из сна Татьяны, вернее – из спектакля «Евгений Онегин», хотя случались, конечно, на московской сцене и другие медведи, и Туминас, конечно, не закрыл тему…

Режиссер хороший, художник выдающийся. Декорация и костюмы Марии Трегубовой развиваются – сперва они красивые, потом очень красивые, потом – красивые, как только возможно, а в финале – уже невероятно красивые… Ну и режиссер, как говорится, не дремлет. А спектакль оставляет в растерянности. Вот говорят (я сам только что написал): декорация какая! Какая? Декорация же не может жить в отрыве от спектакля, а режиссер, наверное, должен уметь помимо предъявления красот и эффектных положений рассказывать историю. Просто – рассказать историю. О чем эта «Поздняя любовь»? Не в смысле идей, а по сюжету? Кто кому брат, сестра, мать, зачем они здесь собрались, что случилось… Все эти мелочи как-то потерялись за передвижениями ширм, шуб, шерстяных кофт грубой вязки, явлением громадного револьвера размером с комнату… «Осторожно, он заряжен!» – и Людмила утаскивает его обратно, выталкивает в дверь, как шкаф или пианино…

Такая вот грустная история.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
513
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
528
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
555
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
636

Другие новости