Воспоминания героини превращают окружающие ее лагерные стены в бальные залы. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
В столице стартовал Первый Всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку». Участники представят свои постановки на лучших оперных площадках города – в Большом театре, «Новой опере», «Геликон-опере». Основной фестивальной сценой стал Театр им. Наталии Сац – именно здесь Иркутский музыкальный театр им. Николая Загурского представил свой одноактный музыкально-пластический спектакль «Анна и Адмирал. История любви».
Эту постановку труппа, в репертуаре которой преимущественно мюзиклы, музыкальные комедии, а также версии знаменитых рок-опер «Иисус Христос – суперзвезда» и «Юнона и Авось», играет уже больше года. Музыку к «Анне и Адмиралу» написала молодой московский композитор Татьяна Шатковская-Айзенберг, а режиссером-постановщиком, либреттистом и хореографом в одном лице выступила Анна Фекета. На глазах у зрителей разворачивается драматическая история любви адмирала Александра Колчака и поэтессы, художницы Анны Тимиревой (которая, кстати, была дочерью директора Московской консерватории Василия Сафонова). Спектакль, основанный на их реальной переписке, раскрывает историю их взаимоотношений, но не последовательно, а в виде цепочки воспоминаний Тимиревой, находящейся в лагере для заключенных. Как известно, она добровольно пошла под арест вместе с Колчаком и почти половину своей жизни провела в тюрьмах, ожидая писем от адмирала. Последнее из них получила лишь через 52 года после расстрела своего возлюбленного.
На сцене – обстановка лагерного быта, черный задник, тусклый свет мерно покачивающихся ламп. Время от времени она сменяется то декорациями, изображающими бальную залу, то видеоэкраном с темными силуэтами влюбленных, то портретом Колчака. Счастливые воспоминания первой встречи и вспыхнувшей любви Анны и Адмирала переплетаются с мрачными реалиями, возникающими как жестокое напоминание о действительности. В центре внимания – измученная, но сильная духом женщина, которая доверчиво рассказывает зрителям о своей жизни. Убедительно и правдиво показаны страшные лагерные сцены, особенно раздача обеда голодным и обессиленным заключенным. Колчак (Юрий Щерботкин) появляется скорее как некий призрак, видение. Спектакль уместнее было бы назвать «Анна Тимирева» (главную женскую роль исполняет Анна Рыбникова).
Музыка и хореография здесь не соединяются в органичное целое. Шатковская-Айзенберг создала не только общее звуковое сопровождение, но и отдельные сольные номера для Анны, Софьи (жены Колчака), одной из заключенных. Каждый эпизод имеет свою стилистику, тяготеющую скорее к популярным эстрадным жанрам: так, один из вокальных номеров Анны, поющей о свободе, выглядит как песня в духе отечественных рок-групп. Музыка, звучащая в момент, когда герои произносят реплики, как и почти все фоновое сопровождение, напоминает саундтрек к историческому фильму. Интересной находкой и в каком-то смысле апофеозом действия является песня «Край ты мой заброшенный» из вокально-симфонического опуса Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина», представленная в новой аранжировке и исполненная от лица одной из узниц лагеря.
Герои – Анна и Адмирал, офицеры-надсмотрщики, узницы – исполняют нечто среднее между элементами из фигурного катания и движениями а-ля балет «Тодес». Однако неважно, что музыка и пластика существуют отдельно друг от друга. Предельно ясный сюжет на вечную тему, рассказанный от лица женщины, музыка широкого стилистического спектра, все это – своего рода вызов современным постановкам с авангардным звучанием, сложным техническим средствам и коренной интерпретации текста. В этом смысле именно спектакль Иркутского музыкального театра может стать одним из открытий фестиваля.