0
2651
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2016 14:32:00

Сердце не камень

Тэги: санктпетербург, театр, пушкинская школа, свадьба кречинского, премьера, спектакль


санкт-петербург, театр, пушкинская школа, свадьба кречинского, премьера, спектакль Кречинский - Никандр Кирьянов. Сцена из спектакля. Фото предоставлено театром "Пушкинская школа"

Театру «Пушкинская школа» Владимира Рецептера исполнилось 10 лет. Премьеру «Свадьбы Кречинского» сыграли на закрытие прошлого юбилейного сезона, ею же открыли и новый, а с ним и второе десятилетие в жизни театра.

Зеркальная гостиная Дома Кочневой на Фонтанке, где играют почти весь репертуар «Пушкинской школы», на этот раз становится и гостиной в доме Муромских, и кабинетом Кречинского. Меняются только немногие предметы обстановки, при этом костюмы Еленой Жуковой, выдержанные в стиле эпохи, деталями отделки вызывают ассоциации и с нашим временем: в целом такому решению недостает стилистического единства. Но сила этого спектакля – в разработке собственно драматической партитуры, великолепной игре ансамбля.

Кречинского играет Никандр Кирьянов, и этот режиссерский выбор из ряда абсолютных попаданий в зерно роли. Есть в этом Кречинском что-то от Арбенина и от Паратова одновременно: барин, держится вальяжно, надменный ум, изящный слог, глубокий баритон - к таким, конечно, и летят, как бабочки к огню, Лидочки. Но то, что происходит с Кречинским в его квартире, четыре дня нетопленной, осаждаемой кредиторами, точнее всего определит слово «агония». Выразителен выход одетого в тулуп и ушанку Федора, который в исполнении Павла Хазова невозмутимостью не уступит и хозяину, лейтмотив у Федора один: дошли до края, дальше некуда. Сам Кречинский держится с самообладанием, но визит купца Щебнева (студент курса В. Рецептера в РГИСИ Иван Табаков) все же выбивает героя Кирьянова из колеи. Он, точно в горячке, опускается на пол: «сердце ноет», «тяжело», «душно» - и так вот на полу, держась за сердце, проводит добрую половину сцены.

«Сердце ноет» – сквозной мотив спектакля. Для Кречинского это и тема остывших чувств, усталой души. Рецептер ставит, а Кирьянов играет драму человека незаурядного, крупного. Но спектакль при этом не теряет и колоритных красок комедии положений и характеров. Первый из которых, конечно, Расплюев – феерически, не побоюсь этого слова, сыгранный Иваном Мозжевиловым. Шут при короле, мальчик для битья и почти что слуга на посылках, Расплюев в спектакле - человек, как-то выскочивший уже из всякой определенности человеческого положения, и что или кто теперь им водит, неизвестно. Артист виртуозен и музыкально, и пластически. Голос Расплюева то давит на жалость лирическим тенором, то выделывает рулады фальцетом, ноги (одна после побоев не гнется!) выписывают немыслимые кренделя, а в момент наивысшего напряжения перепуганный Иван Антоныч на глазах изумленной публики в два прыжка взбирается (да что там, взлетает!) на самый верх стоящей в углу белой кафельной печи. Но невозможно ведь человеку без всяких последствий в таком нестроении существовать - и у Расплюева тоже «томит сердце!».

В семействе Муромских сердечная тема звучит совсем по-иному, и не менее сильно, чем тема Кречинского. В дуэте Никандра Кирьянова и Дениса Волкова, как не раз бывало на сцене «Пушкинской школы», звучат главные смыслы спектакля. Муромский в исполнении Волкова моложе, умнее, ироничнее героя пьесы, к Кречинскому, который три месяца ездит к ним в дом, относится с недоверием, все разговоры Атуевой по поводу возможного сватовства обрывает без обиняков: «…вам он нравится, да мне не нравится!». (Анна-Магда Обершт, характерная актриса, находит для Атуевой не только целый спектр комедийных красок, но и нотки сочувствия). Тем разительнее перемена в Муромском, когда перед открывшейся любовью Лидочки, ее слезами, он теряется совершенно, изменяют ему и жизненный опыт, и здравый смысл, - счастье дочери дороже всего. Лидочка в исполнении Анны Дуловой, в первых сценах прелестная в своей детской наивности, начинает понимать Кречинского, когда этим необыкновенным человеком уже захвачено все ее существо. Испытывая боль, готова за него «все отдать», а не то что бриллиантовую брошку ростовщику Беку (Григорий Печкысев). Удивительно, как совсем юная еще актриса сумела сыграть глубокую перемену, которая в несколько минут происходит с ее героиней на наших глазах - ужель… та девочка? Способен ли Кречинский ее жест оценить и понять - ответ на этот вопрос театр, как и автор пьесы, оставляет открытым.

Пьесу Сухово-Кобылина, одну из самых репертуарных на русской сцене, упрекали и в отсутствии цельности, незавершенности героев. Александр Блок, напротив, писал о драматурге как о «неожиданно и чудно соединившем в себе Островского с Лермонтовым». В спектакле Рецептера как раз и возникает это «неожиданное и чудное» соединение, позволяя понять драму главного героя: беда в том, что Кречинский не разглядел и не понял Муромских. Они ошибаются любящим сердцем, и Бог спасает (а вместе с ними спасает и Кречинского - любовью Лидочки - не только от тюрьмы). Так было у Пушкина, будет у Островского, который, пожалуй, именно в этой надежде на спасение продолжает пушкинскую линию в русской литературе. Так и в первой пьесе Сухово-Кобылина, театром Рецептера глубоко прочитанной.

Остается в памяти сцена, в которой Кречинский отыскивал ключ к сердцу Муромского. Вот герой Кирьянова, умело закругляя описание красот деревни, прямо подходит к своему интересу: «… тут что нужно? Жена нужна!». У отвернувшегося Муромского слезы наворачиваются на глаза, он крестится, и вслед за ним, понимая причину, крестится Нелькин (герой Дениса Французова тоже человек с душой и сердцем). Этого нет в пьесе, но в спектакле становится ясна нечуткость Кречинского: ведь Муромский в исполнении Волкова совсем не старик, но – вдовец. Здесь в коротком эпизоде сыгран весь уклад жизни Муромских, гармония ее внутреннего устроения, которой герой Кирьянова себя лишил.

«Пушкинская школа» никогда прежде не играла Островского, но готова его сыграть: и объем характеров, и – вспоминая Аполлона Григорьева – поэзию национального бытия. И то, что эту поэзию способны понять и почувствовать сегодняшние актеры, приобщая к ней сегодняшних зрителей, по-настоящему ценно. Театр Владимира Рецептера на редкость гармонично входит в новое свое десятилетие, спектаклем по пьесе Сухово-Кобылина не только итожа пройденный путь, но и открывая новые перспективы.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
914
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1139
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1041
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1032

Другие новости