0
1876
Газета Культура Интернет-версия

26.09.2016 00:01:00

Парадоксы и импульсы "Ультимы"

Тэги: современная музыка, фестиваль, программа, осло


современная музыка, фестиваль, программа, осло Режиссер Каликсто Биейто оплакивает жертву войны. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Программу фестиваля современной музыки «Ультима» как минимум можно назвать неординарной. «Военный реквием» Бриттена в постановке Каликсто Биейто в Норвежской опере, Sternklang Штокхаузена в роскошном парке скульптур Экеберг, визит гуру минимализма Терри Райли, программа «Русское вторжение» придали форуму глобальный характер.

Город Ибсена и Мунка, Осло на протяжении последнего десятилетия очень тщательно, неторопливо, но целенаправленно и рационально модулирует в одну из самых привлекательных современных столиц мира. Новая архитектура, вовсе не вытесняя и не покушаясь на импозантную архитектуру прошлого, демонстрирует свои мимикрирующие свойства. Фешенебельная ирония ее форм, эргономичность, способность органично врастать в уже сложившиеся ландшафты и романтический порыв создают перспективные горизонты будущего. Здание Национальной оперы стало тем рубежом, после которого вернуться назад уже нельзя. Такой среде современное искусство жизненно необходимо как воздух и питательная почва. В свою очередь, актуальное искусство только и занимается тем, что ставит вопросы и, не находя ответов, задается новыми, рождая благодатное дискуссионное поле для критического осмысления действительности. А главное – оно не стесняется наивных вопросов.

Искусство, творящееся на глазах, прочно вписано в культурно-политическую парадигму, и неспроста фестиваль Ultima прошел под патронатом его королевского высочества кронпринца Хокона. Розово-коралловыми рекламными флагами «Ультимы» была обставлена парадная дорога, ведущая к королевскому дворцу. География событий фестиваля охватывала максимальное количество концертных площадок, клубных эстрад, музейных пространств, учитывая, что в эти же дни в городе проходил крупнейший международный театральный ибсеновский фестиваль. Ultima с латинского «последний», и подавляющее большинство попавших в программу опусов начиная с Девятой симфонии Бетховена и в самом деле обозначали некую рубежную черту в творчестве того или иного композитора. Но фестиваль «Ультима» создан не для демонстрации шедевров, а для создания мощного, напряженного дискуссионного пространства между разными стилями, авторами, между культурой и ее потребителями – нас с вами. Его кураторы предоставили место и музыке академической традиции, и перформансам, не исключили провокативных моментов: только так, в столкновении «всякого-разного», в сопоставлении противоположностей могут вырисовываться контуры.

Лозунгом фестиваля можно было бы сделать выражение «Подвергай все сомнению», учитывая, что в программе были обсуждения «Военного реквиема» Бриттена или дискуссия на тему «Тональная война»: то есть говорили и о войне в творчестве Бриттена, Шостаковича, Бетховена, и о сражениях композиторов с самими собой (с материалом, музыкальным языком и т.д.). Ультимативный характер фестиваля так сильно подействовал на одного из самых эпатажных режиссеров современности Каликсто Биейто, что его театральная версия «Военного реквиема» Бриттена получилась почти лишенной провокации. Кошмар человеческой трагедии – вот что стало главной темой постановки. Для усиления эффекта причастности зрительный зал был иллюзорно соединен со сценой, представлявшей зал храма. Нервная и мрачная заупокойная служба перемежалась с контуженными воспаленными воспоминаниями тенора и баритона о страшной войне. Хор, подстегиваемый доведенным до отчаяния оркестром под управлением Лотара Кенигса, тщетно молил на латыни о спасении. Одной из самых сильных сцен стали умирающие мальчики, с которыми режиссер срифмовал души погибших солдат, чем подчеркнул материнское начало сопрано – единственной женщины-солистки в партитуре «Военного реквиема».

Полемическую направленность форума честно отражала большая группа зарубежных критиков, приглашенных разобраться в лабиринте идей «Ультимы». Художественный руководитель фестиваля Ларс Петтер Хаген не без изящества привел в буклете цитату из Стефана Цвейга: сейчас – «время выйти из этой комнаты, отправиться куда-нибудь, расширить ощущение счастья и свободы». Девятая симфония Бетховена после ее исполнения Филармоническим оркестром Осло под управлением Василия Петренко в тот же вечер была подвержена инициативной группой электронному ремиксу. Бурю эмоций вызвал «концерт для видео с оркестром» – радикально нового сочинения Тронда Рейнхолдсена «Теория субъекта» для фортепиано с оркестром, отсылающего к одноименному труду французского философа Алена Бадью. В этом часовом сочинении композитор, словно некий наблюдающий, вел слушателя-зрителя по мучительному пути рождения идеи, куда включил самые разные ассоциации – на экране цитировались Ленин и Мао, то и дело возникали постмодернистские образы. Публике предлагалось на видео даже заглянуть под кожу – в мозги творца с пульсирующим серым веществом. Оркестр, между прочим самый главный филармонический, то цитировал «Жизнь героя» с его лейтмотивами злобных критиков и воспарениями в высоты вдохновения, то изображал уже созвучную нам зудящую суету повседневности. Пианистке же приходилось совмещать две реальности – виртуальную и вполне реальную, то убегая за кулисы и показываясь на видео в самых экспрессивных позах мучительно ищущей идею, то выбегавшей за рояль и истерично нащупывавшей божественные ноты.

«Русский день» на «Ультиме» завершился видеолекцией о жизни в советских лагерях греческой революционерки Лесасермы Похунахис, автора 50-тысячностраничного исследования «Бурозём». Лекция сопровождалась просветленными музыкальными рефлексиями ансамбля Nadar, интеллигентно использовавшего широкий спектр звучностей. Вымышленная трагическая биография Лесасермы в духе какого-нибудь курехинского «Ленин – гриб», рассказанная группой московских композиторов, вводила русскую часть публики в «очистительный» транс, тогда как зарубежная в большей части пыталась поверить в абсурдистскую реальность рассказанного. То же были призваны проделать и минималистские камлания Терри Райли, очень похожего одновременно на старца Льва Толстого с бородой, в тюбетейке и длиннополой рубахе. Если в первой части это были его безобидные опусы, вдохновленные рагами, исполненные автором в дуэте с сыном-гитаристом Джайаном, то во второй, когда на сцене появился оркестр Норвежского радио, эти прокручивания простых мотивов знаменитого Terry Riley in C в духе верчения калейдоскопа стали напоминать сжатые жизненные циклы с их рождением-созреванием-умиранием. Вводящие своей повторяемостью в состояние полугипноза, они действовали не хуже ударов буддистских коанов, заставляя проживать во время концерта огромные куски собственной жизни, полной грехов и раскаяний. Не потому ли этот концерт был поставлен в программу «Ультимы» самым последним.  

Осло–Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1303
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
836
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1576
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1529

Другие новости