Фото Ирины Тимофеевой из архива театра
В минувшие выходные в Москве завершились большие гастроли петербургского театра «Русская антреприза». Театр под руководством Рудольфа Фурманова не часто приезжает со спектаклями в столицу. В этом же году, когда исполняется 75 лет со дня рождения Андрея Миронова, с именем которого связан театр, на двух московских площадках в рамках гастролей труппа сыграла за полторы недели 10 спектаклей. В Москву приехала добрая половина репертуара театра с Петроградской стороны. На открытии, куда пришли друзья театра актеры Василий Ливанов, Владимир Андреев, Людмила Поргина, Эммануил Виторган, представили интерпретацию чеховской "Палаты № 6". Также на сцене Московского театра им. Пушкина сыграли "Бег" по Булгакову, "Рюи Блаз" Гюго и "Вишневый сад" Чехова. На сцене РАМТа же наоборот показали постановки по современным произведениям: инсценировку "Анны Карениной" в мужском переложении "новодрамовца" Василия Сигарева и комедию Николая Коляды "Баба Шанель". Главным событием гастролей для зрителей стал спектакль, который поставил в «Русской антрепризе» известный режиссер-авангардист Андрий Жолдак, который сейчас работает в Европе. Его сценическая версия флоберовского романа "Мадам Бовари" в прошлом сезоне была номинирована на "Золотую маску", однако, тогда так и не приехала в Москву. Теперь же москвичи смогли увидеть нашумевший спектакль в своем городе. Художественному миру спектакля Жолдака свойственна вычурность и строгость, тонкость выделки работы актера и экспрессивные, если не сказать, агрессивные мазки режиссерского рисунка, предельная подробность существования актеров и сценографической композиции на сцене (все-таки роман Флобера - это предтеча натурализма). Максимальная полярность художественных средств дает взрывной эффект возвышающей поэзии, облеченной в форму ядовитой трагедии. На спектакле питерского театра московские зрители словно перенеслись в холодный и пропорциональный Петербург. И не даром. Жолдак ввел две сюжетные линии - мы видим наше время, героиня которого Эмма, наша современница, бежит по Невскому проспекту. Это героиня-подросток - худенькая, угловатая и нервическая, часто переходящая на крик и пластическую "ломку" в своих душевных переживаниях. Это Эмма Полины Толстун. Она как порыв ветра - стремительный и ускользающий. Но есть и Эмма "настоящая", "флоберовская" - это Эмма позапрошлого века, из французской провинции. Она женственная, страстная, роскошная в своей красоте и соблазнительности. Ее замечательно (грациозно и с маниакальным погружением в глубины темнеющего сознания) играет Елена Калинина. Две Эммы – две лика женской природы. Жолдак поднимает сюжет "Мадам Бовари" от реалистической истории судьбоносного адюльтера до притчи о силе любви, которая дает жизнь и, в то же время, ее губит. Постановка радикального режиссера изрядно встряхнула труппу. Видно, как жадно они работают в сложнейшей партитуре (особенно хочется отметить глубоко прожитую драматичную роль преданного мужа Эммы Бовари - Шарля в исполнении Валерия Дегтяря). Поэтому, несмотря на то, что худрук «Русской антрепризы» приверженец традиционного русского театра без европейских "разрушительных" веяний, следующей бомбой афиши театра планирует сделать постановку Константина Богомолова, которого пригласил в новом сезоне для работы над "Бесами" Достоевского.