0
2689
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2016 00:01:00

Дочь за отца. "Электра" в Финской национальной опере

Тэги: финская национальная опера, хельсинки, премьера, электра


финская национальная опера, хельсинки, премьера, электра Зловещая пустота сцены в смысле лаконизма декораций лишь оттеняет эмоциональный накал трагедии. Фото предоставлено пресс-службой Финской национальной оперы

Финская национальная опера в Хельсинки открыла новый сезон премьерой оперы «Электра» Рихарда Штрауса в постановке Патриса Шеро. В распоряжении музыкального руководителя постановки маэстро Эса-Пекки Салонена были лучшие немецкие оперные певицы-актрисы современности Эвелин Херлициус и Вальтрауд Майер.

Новый сезон в Финской национальной опере обещает быть одним из самых бурных и очень ярких за последние годы. Его начало принесло многочисленным поклонникам Хельсинкской оперы массу отличных новостей, касающихся премьерных событий. Датский режиссер Каспер Холтен поставит «Летучего голландца» с Камиллой Нюлунд в партии Сенты, итальянец Марко Артуро Марелли – оперетту «Летучая мышь» Штрауса и свою смелую версию «Евгения Онегина» Чайковского, которую продирижирует Михаил Агрест, а партию Татьяны споют в очередь Елена Стихина и Олеся Головнева. Интерес к русскому репертуару в год 110-летия Дмитрия Шостаковича продемонстрирует норвежец Оле Андерс Тандберг в своей интерпретации оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в которой титульную партию впервые в своей карьере исполнит Вероника Джиоева. В прошлом сезоне там с большим успехом прошла премьера оперы «Нос» в режиссуре Петера Штайна. Но, пожалуй, самым главным будоражащим известием стало объявление одного из лучших музыкантов нашего века – финского дирижера и композитора с мировой пропиской Эсы-Пекки Салонена сроком на пять лет на посту приглашенного артиста (Artist in Association), созданном там впервые специально для него. Случай не столь редкий в мировой практике, когда дар пророчества открывается не в своем отечестве, хотя кого-кого, а уж финнов точно невозможно упрекнуть в небрежении собственными кадрами. От него ждут не только прочтений оперной классики, но и современных партитур, в особенности его собственных сочинений. Салонен сделал стопроцентно правильный выбор, предложив публике в начале сезона такой постановочно-исполнительский шедевр, как «Электра» Штрауса в режиссуре Шеро. Копродукция нескольких театров – нью-йоркской Метрополитен-оперы, миланской Ла Скала, берлинской Штаатсопер, барселонского Лисеу и фестиваля в Экс-ан-Провансе – оказалась в Хельсинки после своих успешных премьерных показов сначала в Эксе в 2013 году, затем в Скала и Метрополитен-опере. Сейчас ее с нетерпением ждут в Берлине, а вслед за тем и в Барселоне. Помимо декораций и режиссерского рисунка в Финляндию кроме Салонена прилетели и две исполнительницы, поддерживающие с самого первого спектакля высокую температуру шедевра, – немки Эвелин Херлициус и Вальтрауд Майер. Именно на них ставил этот спектакль гений Патрис Шеро, ушедший в мир иной в год той премьеры. «Электра» Штрауса стала его последним, 11-м оперным спектаклем, который если и не претендует на духовное завещание французского режиссера, то содержит все основания видеть в нем выкристаллизованную, лаконичную концентрацию стиля. 

«Электра» Штрауса – наследница его скандальной «Саломеи»: древний миф здесь рассмотрен с еще большей беспощадностью к себе и слушателям. В то же время в этой опере чувствуется большая степень рефлексии и философско-психологического заглубления темы. Штрауса в обоих случаях интересовали женщины, разрушавшие мужчину, в чем никакого труда не составляет усматривать проекцию, конечно же, собственных жизненных коллизий композитора, имевшего под боком далеко не шелковую жену Паулину с очень непростым характером. В обеих операх налицо пусть непрямое, но сходство персонажей и ситуаций, хотя и отличий достаточно. Саломея вожделеет голову Иоканаана, подстегиваемая порочным окружением, в том числе парой так называемых родителей, до мозга костей порочных Ирода и Иродиады. Электра в девиантной траурной истоме страдает по погибшему отцу, заколотому ее матерью Клитемнестрой в паре с любовником Эгистом, в той же мере олицетворяющими мир разврата. Забегая вперед, скажем, что в этой постановке Электра устраивает исступленную пляску-тряску после торжества мести – убийства матери и ее любовника, напоминая о танце семи покрывал Саломеи. Казалось бы, есть все слагаемые для эдакого режиссерского высказывания. Но ничего подобного нет на сцене, которая пугает своей зловещей пустотой, заполнившей ночное пространство массивных условных стен и арок дворца Агамемнона в Микенах. Спектакль начинается до музыки – раздражающим звуком метлы в руках прислуги, тщательно и агрессивно счищающей пыль и грязь со ступенек. Электра выскакивает из гигантской железной двери, словно дикий зверь. И Эвелин Херлициус эту озлобленную, затравленную, но полную решимости хищницу поет и играет в равной степени убедительно, получая едва ли не оргазмическое удовольствие от каждой ноты. Она справляется с рывками и скачками диапазона с такой нечеловеческой проворностью, что возникает сомнение –  а с нашей ли она планеты? И в конце спектакля голос ее не кажется утомленным ни на йоту. Ее главной антагонисткой, впрочем, страдающей не меньше, чем Электра, является мать – Клитемнестра, жалующаяся на ночные кошмары и прочую несправедливость и неблагодарность. У мастерицы психологических оперных портретов Вальтрауд Майер, съевшей собаку на сложных женских образах, эта роль выглядит абсолютным шедевром. Рядом с вулканической Херлициус не менее экспрессивно выглядела и ее кроткая сестра Хризотемис в красивом исполнении чувственной Элизабет Стрид. Патрис Шеро, как говорится, идет от музыки, в ней же он видит и все те физиологические подробности, которыми мог бы насытить кадр в кино, но в которых, по его мнению, опера, как искусство прежде всего звуковое, не нуждается. А потому слушателям здесь предоставлено поле для собственных фантазий и дорисовок, поскольку «в кадре» здесь нет ни малейшего намека на интим и возбуждающий фрейдизм, – все строго и даже диетично. Херлициус здесь – эдакая волоокая брутальная пацанка в штанах и майке, бросающая арку из глубины мифа фактически в наше время, равно как и Клитемнестра с элегантной короткой стрижкой. Вальтрауд Майер выбегает на оперную сцену по кроваво-красной дорожке, словно с одной из олигархических тусовок. К слову, она была Изольдой в предыдущей работе Шеро –  «Тристане и Изольде», и чувствовалось, как близок и родственен ей стиль этого режиссера. Эса-Пекка Салонен оставил публику с ощущениями словно после высокотехнологичного электрошока, воспаляющего сознание. Не упускавший ни одного закоулка партитуры, вычитывавший все с педантичной точностью, он в то же время не разъедал слушательскую душу, как это сделал бы, скажем, взрывоопасный маэстро Гергиев. Его интерпретация была в большей степени обращена к рацио, разуму, чем к чувствам, не давая никаких ответов на мучительные вопросы бытия, а заставляя человека XXI столетия копаться в багаже собственной эрудиции.

Хельсинки–Санкт-Петербург

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1296
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
831
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1568
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1519

Другие новости