Фото Valtteri Raekallio предоставлено пресс-службой фестиваля
С первого же дня фестиваль зажил в ритме города, – сдержанного и немноголюдного в будни и бурлящего, гудящего, словно миниатюрный Манхеттен, в выходные. Он открылся «Необузданной летней ночью» – грандиозным концертом Хельсинкского филармонического оркестра под управлением 32-летней Далии Стасевской. Необузданной ее сделал прежде всего «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона в обработке праправнука Сибелиуса, выпускника поп/джазовой консерватории и басиста пауэр-метал группы Stratovarius Лаури Порра с добавлением впечатляющей рэперской начитки. Сам Порра играл на гибриде клавесина и органной виолы, придуманной когда-то Леонардо да Винчи. Его звучание, разнообразные шумы, скрежеты скрипичных смычков по струнам и вся мощь огромного симфонического оркестра (только одних контрабасов – восемь штук) создавали гипнотизирующую какофонию, вскрывали стихийное, не подвластному разуму начало, дарили пьянящее ощущение высвобождения энергии.
Театральные спектакли фестиваля представили ключевые тенденции современного европейского театра: визуального, интерактивного, экспериментирующ
Перформанс аргентинского художника Фернандо Рубио «Everything by my side» («Все, что на моей стороне») разворачивался на одной из центральных улиц Хельсинки. Прямо среди витрин и ресторанных столиков были поставлены в ряд семь больших двуспальных кроватей, застланных белоснежных простынями. От участников требовалось на 10 минут снять обувь, накрыться одеялом, лечь на бок и посмотреть в глаза тому, кто уже занимал вторую половину кровати. Проделывая все вышеперечисленно
Но если перформанс Рубио отводит тебе роль чуткого, но все же неподвижного слушателя, то на спектакле финского режиссера Валттери Раекаллио «Нейроман» просто невозможно остаться только «на своей стороне». Действие основано на одноименном романе Яакко Юли-Йуоникаса и разворачивается на трех этажах заброшенной городской больницы. Свой билет нужно предъявить в регистратуре, в обмен получить таблетки и колбочку для сбора биоматериала. И ждать в очереди, пока тебя вызовут на обследование, точнее, на исследование того, что происходить вокруг и внутри тебя. И вот выкрикивают твою фамилию, назначают лечащего врача, который надевает на тебя бесформенное больничное платье в цветочек, выдает наушники с множеством трэков, которые нужно переключать в зависимости от траектории движения по больнице, и провожает в многоместную палату: обшарпанную, с пустыми прикроватными столиками, впрочем, парадоксальным образом сохранившую весь функционал.
Начинает звучать один из треков – подробнейший музыковедческий анализ «Гольдберг-вариа
В сошедшей с ума больнице для каждого из врачей этот конвульсивный танец оказывается способом рассказать о самом себе, измученном чужой и собственной болью. Ты же продолжаешь бродить по кабинетам и этажам, попадать в потайные комнаты с мигающей неоновой подсветкой, разглядывать странные инсталляции в виде празднично накрытого стола с гипсовыми масками на блюдах, и все острее - неисправимая искусственность больничного мира с его безжизненно белым цветом мебели, стен, приборов.
И тогда приходишь к мысли, что современное искусство, столь разнообразно представленное на Хельсинкском фестивале (и до сих пор так несмело пробивающее себе дорогу в России), – это важнейший посредник между здравым смыслом и подсознанием, между болезненными проявлениями человека и социума – и способами их врачевания.
Хельсинки - Москва