0
2578
Газета Культура Интернет-версия

01.09.2016 00:01:00

Про Карлсона и не только

Тэги: театр на малой бронной, премьера, олег михайлов, ншло помнгла


Подлинная фрекен Бок посвятила свою жизнь служению другим людям, но так и осталась одинокой.	 Фото с официального сайта театра
Подлинная фрекен Бок посвятила свою жизнь служению другим людям, но так и осталась одинокой. Фото с официального сайта театра

На Малой сцене театра – необычная премьера. Современную пьесу Олега Михайлова по мотивам известной скандинавской сказки-повести театр выбрал для дебюта режиссера Егора Арсенова.  Такой чисто «зрительский» спектакль, который получился в итоге, выводит на сцену героиню Астрид Линдгрен из  «Малыша и  Карлсона», переосмысленную нашим современником, – фрекен Хильдур Бок,  известную «домомучительницу», имя которой давно уже стало нарицательным. 

Жизнь шведской домработницы длиною в век разыгрывает на расстоянии вытянутой руки от зрителя актриса театра Екатерина Дурова. Кажется, спектакль и поставлен на нее – теперь исполнительницу центральных ролей. В прошлом сезоне была горьковская Васса, в нынешний сезон Дурова вступает в образе этакого Оле-Лукойе  в женском обличье. В моноспектакле актриса рассказывает калейдоскоп маленьких сюжетов из жизни дважды выдуманного персонажа. Ее Хильдур Бок пережила в Швеции весь ХХ век с двумя войнами, всегда рядом со смертью  и страданиями, и теперь репетирует автобиографическое интервью. Повествует невидимым репортерам телестудии о перипетиях собственной судьбы, постепенно превращаясь из шаркающей старухи в резвого ребенка, как бы плывя по волнам воспоминаний. Эти репортеры в конце окажутся тоже выдуманными, отчего  одиночество героини станет еще страшнее. А в самом-самом конце  актриса просто «выйдет» в окно, как это обычно делал Карлсон, чтобы полететь на крышу. «Суровая пожилая дама», какой героиня была описана у Линдгрен,  предстает несчастной, но не потерявшей самоиронию и детскость, постаревшей девочкой – такой играет Екатерина Дурова эту главную и единственную в спектакле роль.

Впрочем, драматург переворачивает многое: и фрекен Бок – не надоедливая и вредная тетка, и маленький Сванте, который в нашем переводе стал просто Малышом, в воспоминаниях героини не обычный мальчик, а «особый ребенок», отчего и закадычный друг-то его – выдуманный.  Кстати, по сюжету пьесы Михайлова он «излечивается»  и, когда вырастает, работает начальником той самой телестудии, куда, как воображает героиня, ее приглашают на интервью. И тут, конечно, прослеживается интересный внутренний сюжет самого Театра на Малой Бронной, который уже обращался к этой оказавшейся сегодня сверхактуальной теме в спектакле «Особые люди». 

 Монолог героини, который в постановке молодого режиссера укладывается в полтора часа насыщенной сценической жизни актрисы, драматург выстраивает, уверенно ведя зрителя от смеха к слезам, от легкой улыбки к романтической меланхолии. Хотя выжата  эта слезливость из зрителя, как на игрушечной машинке с кнопками (одну нажмешь – горько, а другую – сладко), совершенно не новыми и зачастую спекулятивными способами. Так, главными трагическими моментами в спектакле становится рассказ героини о внезапной смерти одной из ее сестер и заболевании другой: сестру Фриду драматург «раздваивает» - одна в детстве умерла, другая прожила всю жизнь не в своем уме. Судьба второй накладывается на вехи шведской истории 30–50-х годов прошлого века. И тогда вскользь поминается фашистский закон добровольно-принудительной «стерилизации умственно неполноценных», которая проводилась под видом  защиты расовой чистоты, а еще, совсем походя, о запрете на въезд в страну евреев, бежавших от Гитлера. А вот счастье, что симптоматично  в отличие от очевидных и хрестоматийных в своих деталях несчастий человека и эпохи ускользает сразу от обоих – драматург отделывается от счастливого эпизода  в жизни героини, то есть обретения наконец любви, парой промежуточных  и малоправдоподобных абзацев, а режиссер дирижирует ими невнятный танец. 

На сцене выстроен целый павильон старинных предметов интерьера (художник –  Вера Никольская). Вот буфет, откуда фрекен Бок достанет рюмочку, старый телефон, по которому услышит голоса давно почивших родственников, кресло-качалка, которое от прикосновения актрисы то «запоет» перестуком колес поезда, то превратится в люльку с младенцем. Среди вещей есть, к чести сценографа, и настоящий раритет: абажур, напольные часы с боем, зингеровская швейная машинка etc. Почти с каждой вещью – подушкой, катушкой ниток, кофейником – Екатерина Дурова – Хильдур Бок – проживет  свое, отдельное воспоминание. Режиссер же справляется не везде, где-то насыщая этюд смыслом и чувством, а где-то бросая затею на половине. Вообще спектакль, конечно,  актерский. Режиссер здесь задал только принцип работы (и это диалог человека со временем и вещами, как его хранилищем), остальное – на откуп актеру. И царство Дуровой на малюсенькой сцене с ее мгновенным переходом от комедии к драме, от озорной игры со зрителем к наполненному молчанию одиночки, от пародийной интонации к молитвенной, наполняет пространство какой-то жаждой жизни, хотя каждая строчка текста говорит о противоположном. Правда, когда актриса смеется,  ее глаза действительно остаются колючими. Екатерина Дурова не отпускает внимание зрителя ни на минуту.  И, кажется, главное украшение ее роли – это  свойства ее натуры, такой же хулиганской и жизнелюбивой, как и у ее отца – актера Льва Дурова.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
507
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
522
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
547
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
629

Другие новости