Фото с сайта фестиваля
Сегодня каждый уважающий себя музыкальный или театральный фестиваль не может обойтись без концептуального подхода к своей программе. Иногда это выглядит претенциозно, если берётся философский посыл, иногда наивно, когда предлагается тема «Все лики страсти», которая может покрыть любой набор опер. Лирический фестиваль в Эксе, один из самых лучших оперных в мире сегодня, проявил сдержанность и некоторую мечтательность, когда в этом году путеводной нитью выбрал тему «Иллюзии и разочарования». Под эту обложку встали в единый ряд оперы разных эпох: «Триумф Времени и Разочарования» Генделя, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и мировая премьера оперы, с либретто на арабском языке «Калила ва Димна» Монейма Адвана.
Собираясь пойти на оперу в Эксе, всегда стоить обращать внимание на имя постановщика. Фестиваль по-прежнему делает ставку на режиссёрское прочтение знакомых меломанам опер. На этом пути возможны свои «иллюзии и разочарования», впрочем, как потрясения и удовольствия. В этом году у всех на устах была магическая и загадочная постановка Кэти Митчелл оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», где действие происходит в двухэтажном современном доме, части которого попеременно появляются перед зрителями с помощью механического занавеса, дробящего дом на маленькие замкнутые пространства. От символистов не только сюжет, но и фантастически выстроеный Джеймсом Фарнкомбом свет с преобладанием полумрака. Зыбкость и незаконченность мира - в раздвоении персонажа самой героини, которая будто видит всю эту историю во сне. Фантастически работает в главной партии, а вернее роли, канадское сопрано Барбара Ханниган. Певица в очередной раз доказывает, что для неё нет неудобных сцен и положений, её голос тёплый и проникновенный в любой ситуации, предлагаемой ей режиссёром: на вершине стремянки, на столе или в столкновении с её законным мужем, достаточно циничным Голо (баритон-бас Лоран Наури). Пару ей составляет, по версии Митчелл, маменькин сынок Пеллеас в исполнении французского баритона Стефана Дегу. Там, где большинство постановщиков оперы Дебюсси выбирают абстрактные декорации, Кэти Митчелл выдвигает на первый план гипперреализм и чётко прописывает бытовые детали, чтобы как можно ярче подчеркнуть метания неприкаянной души Мелизнады. Но не в столкновении с бытом, а в столкновении с вечными как мир, почти атавистическими чувствами ревности и мести.
Другой «анфант террибль» современного театра, знаменитый польский режиссёр Кшиштоф Варликовский, впервые приехал в Экс и взялся за непростую задачу — вдохнуть жизнь в «Триумф Времени и Разочарования», достаточно статичную ораторию Генделя. Чтобы вдвинуть в наше время жизнь и борьбу четырёх аллегорических фигур — Красоты, Удовольствия, Времени и Разочарования - режиссёр ни в чём не отказывает своей фантазии. Не обойдётся без ночного клуба и больничных каталок. Но всё пространство сцены занимает полузаброшенный зал кинотеатра, правда, кино здесь будут крутить на стену позади кресел и героев.
Молодой Гендель (ему было всего 22 года, когда он её написал), взяв в работу дидактическую поэму кардинала Бенедетто Панфили, создал полную жизни музыку, где борьба Удовольствия со Временем и Разочарованием за душу Красоты, могла служить нескучным назиданием для молодых и старых. Красота в итоге предпочтёт суете земной с её бесконечными соблазнами духовную правду, связанную, конечно же, с Богом. Этому не самому очевидному выбору по-особому веришь в Эксе, когда в спектакле оказываешься один на один перед морализаторскими сентенциями Разочарования и Времени в исполнении контральто фантастической Сары Мингардо и тенора Майкла Спиреса. Их сольные арии и ансамбли заставляют замедлять дыхание, чтобы не упустить ни одного коллоратурного извива.
Сложнее складывался голосовой ансамбль в постановке Кристофа Оноре знаменитой оперы Моцарта «Так поступают все женщины», где певцы выступили средним коллективом - без взлётов и падений. Видимо для того, чтобы не отвлекать зрителей от нового концептуального предложения режиссёра. Оноре, которого в России знают как кинорежиссёра (достаточно вспомнить его киномюзикл «Все песни только о любви»), два года назад пришёл в оперу, начав с «Диалогов кармелиток» в Лионе. Он модернизировал оперу, с которой фестиваль в Эксе начинался в 1948 году, перенеся её действие в конец 30-ых годов, в завоёванную Муссолини Эритрею.
Главного конфликта оперы - о верности женщин, а мы помним, что здесь два главных героя, заключив пари, решают проверить своих возлюбленных - режиссёру мало. Добавляется новый мотив: расовая принадлежность, а вместе с ней и расизм. И два возлюбленных возвращаются к своим Дульсинеям во втором акте уже в виде напомаженных ваксой местных аборигенов. В сторону карикатурные албанцы из самой оперы.
Арии надо петь и оперу доигрывать — и героини уступают этим загадочным и таким привлекательным «чёрным» людям. Оноре идёт ещё дальше, нарушая хеппи-энд, установленный композитором и автором либретто, когда одна из героинь, Фьордилиджи, разочарованная в жестокости своего любовника, заключившего пари на её верность, простит его, но всё же предпочтёт остаться одной. С ружьём, направленным на себя. Разочарования иногда приводят не только к Богу, но могут оставить один на один со смертью. Или между -жизнью и смертью.
Экс-ан-Прованс