Сцена из спектакля «Гибель богов». Фото © Christophe Raynaud de Lage /Festival d'Avignon |
В нынешнем году фестиваль выбрал линию театральных адаптаций романов и киносценариев, а важной составляющей официальной программы стали политика и проблемы злободневного характера. Главной сенсацией фестиваля стало триумфальное после 23 лет отсутствия возвращение прославленной труппы «Комеди Франсез» в Почетный двор Папского дворца. Предыдущая дирекция в течение 10 лет находила любые оправдания и резоны, почему знаменитому театру не место в Авиньоне. Но среди не высказываемых вслух причин была одна, сама собой разумеющаяся – что делать этому лайнеру прошлого в гавани актуального искусства?
Ответ, данный спектаклем «Гибель богов» по сценарию Лукино Висконти, Николы Бадалуччо и Энрико Медиоли в постановке голландского режиссера Иво ван Хове, был сокрушительным. Перед зрителями предстал современный спектакль, где тонкая психологическая игра актеров прекрасно сочеталась с современными технологиями. Ван Хове отказался от использования вертикалей и высоты стен Почетного двора и выбрал сценографию, работающую в горизонтальной плоскости. Слева – гримерки артистов, справа – шесть гробов, которые наполняются уходящими из жизни членами клана фон Эссенбеков. По центру – огромный экран, где выведут документальные съемки эпохи. Просцениум же стал ареной для шекспировских страстей в диапазоне от «Макбета» до «Гамлета».
Одной из самых сильных по эмоциональному воздействию в ряду отточенных сцен, стала «ночь длинных ножей» и её театральное воплощение. Пытаясь заполучить место на вершине семейной пирамиды, а значит и президента самой крупной немецкой сталелитейной компании, барон Константин фон Эссенбек получил место в руководстве штурмовых отрядов СА. Он, как и сам Эрнест Рем не предполагал, какой финал ждёт этих «псов» нацизма. А на сцене эту ночь проживают только два персонажа — сам барон в исполнении бесстрашного Дени Подалидеса и его по-арийски безупречный друг, в то время как на экране, куда подаётся изображение со сцены, эти персонажи вписывались в ритуальную вакханалию из десятков тел, заснятую заранее. На видео все гибнут и текут потоки крови,в то время, как на сцене остаются только два героя. Магия видео, совмещённая с филигранной игрой актёров в этот момент достигает какого-то космического накала, приводя к катарсису.
В амстердамском театре Toneelgroep Иво ван Хове уже более пяти лет ставит спектакли по сценариям знаменитых фильмов: «Персона», «Шепоты и крики» Бергмана, трилогии Антониони, «Одержимость», «Рокко и его братья» Висконти. Встреча ван Хове с парижской труппой случилась при участии директора Авиньонского фестиваля Оливье Пи, отсюда и парадоксальное предложение поработать над сценарием «Гибель богов», который знаменит по фильму. Режиссер и труппа воплотили на сцене именно сценарий, нашли необыкновенно сильные ходы, превратив спектакль в четкую последовательнос
В этом году Авиньон дал карт-бланш режиссерам, плотно работающими с большой литературой и нашедшим вдохновение в текстах, не предназначавшихс
Новая австрийская звезда Корнелия Райнер с труппой «Русские горы» представила спектакль «Ленц» по одноименному рассказу Бюхнера, вписав в сценографию симметрично закрученных спиралей американских горок, которые, как известно, за границей называют русскими, – несколько недель из жизни немецкого романтика.
Авиньон славится своими спектаклями, которые могут длиться часами. В этом году отличились два новых французских дарования: Жюльен Госселян и Жан Беллорини. Первый представил 12-часовую сагу в пяти частях «2666» по роману аргентинского писателя Роберто Болано – пиршество духа для продвинутой парижской публики с левого берега. Диву даешься, какой памятью надо обладать актерам, чтобы взахлеб, а иногда с невыносимым надрывом вещать со сцены бесконечно длинные страницы текста.
Второй - впервые приехав в Авиньон, сразу получил место в монументальном карьере Бульбон, что немудрено, ведь для его спектакля «Карамазовы» длиной в пять с половиной часов требовалась особая оправа. Молодой режиссер решил вдвинуть классика в день сегодняшний. Белоснежно-перги
За политику на нынешнем Авиньоне отвечала любимица продвинутых критиков, испанская перформерша и актриса Анжелика Лидделл – «королева артистического безумия». На этот раз она действительно освободилась от всех оков и сдерживающих условностей. Пять часов на сцене она проводит обнаженной, часто с раздвинутыми ногами (отсыл к знаменитой картине Курбе «Происхождение мира»): это долгий сеанс экзорцизма по поводу террористической атаки 13 ноября в Париже. В те дни Лидделл была на гастролях в театре Одеон и в ходе спектакля признавалась что мысленно считает себя виновной. Свой восторг выражала определённая часть критики, буквально кричавшая о новой гениальной актрисе. Другие зрители после первого часа оргий спешили вернуться в отель и прийти в себя.
И настоящим открытием стала бельгийский драматург и режиссер Анн-Сесиль Ванделем, представившая свою пьесу «Грусть» в собственной постановке и с собой в главной роли. Ванделем рассказывает о жизни умирающего датского острова Грусть: тут осталось всего восемь жителей. И население острова сокращается. На похороны своей матери приезжает очаровательная блондинка – лидер ультраправой национальной партии. Именно эту блондинку-бомбу и играет Ванделем. Столько юмора, да еще в современной пьесе на злобу дня, Авиньон не видел давно. И все в зале прекрасно видят другую блондинку, но уже из французского политического романа, которая явно поколеблет устои пятой Французской республики на президентских выборах в следующем году. И совсем не в Дании, а здесь и сейчас, во Франции.
Два спектакля – «Гибель богов» и «Грусть» – закольцевали Авиньон этого года. Кажущийся кому-то наивным и изжившим себя призыв «Люди, будьте бдительны!» не потерял своей актуальности и сегодня. Напоминать нам об этом – не самая последняя задача современного театра.
Авиньон