Айке Шмидт и Марина Лошак на подписании меморандума. Фото предоставлено пресс-службой Посольства Италии в Москве
Через два месяца, 13 сентября, в Пушкинском музее откроется одна из самых ожидаемых выставок будущего сезона «Рафаэль. Поэзия образа», организованная под патронатом посольства Италии, по инициативе посла Чезаре Марии Рагальини и в сотрудничестве с Галереей Уффици. Про экспозицию пока точно известно, что будет 10 картин и рисунки, из которых сейчас называют пять: «Автопортрет» из Уффици, парные портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, «Мадонна Грандука» из Палатинской галереи, а еще «Ангел» из брешианской Пинакотеки Тозио Мартиненго. В ходе итальянской музейной реформы 2015 года 20 музеям по всему свету искали новых директоров (см. «НГ» от 03.09.15). Руководителем Галереи Уффици стал Айке ШМИДТ, успевший поработать в Институте искусств Миннеаполиса, в вашингтонской Национальной галерее, в Музее Гетти в Лос-Анджелесе и в лондонском Sotheby's. Это первый руководитель Уффици неитальянского происхождения с момента основания музея. Будучи в Москве, где Айке Шмидт подписал с Мариной Лошак, директором ГМИИ им. А.С. Пушкина, меморандум о сотрудничестве, Шмидт рассказал корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ о том, зачем Уффици сотрудничает с миром моды, и о том, что роднит его с Лениным.
– С момента музейной реформы в Италии, которая в стране была воспринята неоднозначно, прошло чуть меньше года. Ставило ли итальянское Министерство культуры перед вами какие-то задачи?
– Главная поставленная передо мной цель – добиться функционального роста качества галереи, чтобы в плане функционирования мы стали музеем такого же уровня, как Метрополитен-музей, Лувр, Национальная галерея в Лондоне и другие лидеры. Поскольку я руковожу Уффици всего семь месяцев, на данном этапе реформы требовать от меня количественных показателей, скажем, прибавить 200 тысяч посетителей, пока бессмысленно.
– А вот в России Министерство культуры требует от музеев именно увеличения посещаемости, даже от недавно пришедших руководителей. (Для сравнения: в рейтинге посещаемости музеев за 2015 год, опубликованном Art Newspaper, первую строчку традиционно занимает Лувр с 8,6 млн посетителей, Эрмитаж на 9-м месте с 3,66 млн, у музеев Московского Кремля – 24-я строчка с 2,15 млн, Уффици – на 28-м месте с 1,97 млн, а например, Третьяковка – на 33-м с 1,62 млн. – «НГ»).
– Такие качественные и количественные параметры мы определяем сами. Но сейчас стараемся сконцентрироваться на качественных изменениях, и тогда года через два-три, надеюсь, можно будет говорить и о цифрах.
– Что удалось сделать за семь месяцев и что не удалось? Сейчас появились новости о том, что в начале недели из-за предписания противопожарной службы закрыли Коридор Вазари, в который и прежде можно было попасть по предварительной записи и за большую сумму...
– Я родился в один день с Лениным, и иногда думаю, что проще совершить революцию, чем что-то реформировать. В смысле успехов мы активно выстраиваем отношения с другими культурными институциями Флоренции, прежде всего с миром моды и с миром оперы. В 1951-м в Палаццо Питти прошел первый модный показ, поэтому мода, как мы ее понимаем сегодня, к Флоренции имеет самое прямое отношение. Тогда сюда приезжали все крупнейшие байеры, покупатели из американских магазинов, да люди со всего мира! Эта традиция продолжилась до 1980 года. Сейчас я заключил соглашение с триединой организацией Pitti Imagine, которая дважды в год, зимой и летом, проводит крупнейший флорентийский модный показ. Согласно договору, к этому показу мод ежегодно будет приурочена хотя бы одна крупная выставка о современной моде на три месяца. Мы предоставляем пространство и для модных показов: недавно, например, японский бренд Visvim устроил очень эффектное зрелище в Садах Боболи. Но, конечно, главное условие для таких мероприятий – неприкосновенность произведений искусства.
– Эта идея восходит к вашим обещаниям привлечь в музей финансовые средства, что, как я понимаю, вызывало как раз опасение и критику...
– Финансовая сторона, конечно, приятна и важна, но главное – культурная составляющая. Многие мировые музеи предоставляют площадку для проведения корпоративных мероприятий, и флорентийские тоже. Мне же хочется создавать дополнительный смысл, как это происходит с модой или как было в случае нашего сотрудничества с музыкальным фестивалем «Флорентийский май». Чтобы это привлекло максимальный интерес к музею. Ведь если люди сюда приезжают, позитивными финансовыми результатами пользуется весь город.
– А как обстоят дела с проектом расширения и модернизации «Новые Уффици», который вы планировали развивать? Вы упоминали проект японского архитектора Арата Исодзаки, еще лет 18 назад выигравший архитектурный конкурс, но его тогда сочли чересчур современным и заморозили…
– Проект «Новые Уффици» развивается, мы получили два транша финансирования на сумму 18 млн евро от Министерства культуры и еще 40 млн от межминистерского комитета. Благодаря новому финансированию мы сможем реализовать проект за четыре-пять лет, то есть быстрее запланированного. Кстати, Коридор Вазари, который вы упомянули, в этот проект тоже включен: его оборудуют необходимыми пожарными выходами и тогда откроют для посетителей.
Что касается идей Исодзаки, они по-прежнему «в холодильнике». Но речь шла только о зоне выхода, и если много лет назад проект был слишком современным, то сейчас едва ли не слишком антикварный. Он бы сильно повлиял на ландшафт города, и когда проект замораживали, решение принимал не только директор Уффици, но и муниципалитет. В любом случае мы все это пересмотрим вместе с руководством города и горожанами: если флорентийцам проект не нравится, нужно искать другое решение.
А сейчас, простите, я должен ехать в аэропорт – вечером иду в оперу.