Фото предоставлено пресс-службой Платоновского фестиваля искусств
Михаил Бычков - режиссер и художественный руководитель Воронежского Камерного театра, инициатор проводимых в городе культурных фестивалей – не только известного Платоновского, но и поэтического фестиваля «Мандельштамфест», детского театрального фестиваля «Маршак» и фестиваля камерных театров «Пунктир».
Стоит напомнить, что Платоновский фестиваль в Воронеже был задуман, чтобы объединить современное российское и европейское искусство, а его статус давно перерос понятие «провинциальный». О том, что как это – организовывать мультикультурный фестиваль международного масштаба в регионе Михаила Бычкова расспросила театральный критик Ольга Ковлакова.
Программа нынешнего фестиваля представила весь авангард современного театра. Что можно ждать в следующем году?
Я хотел бы показать настоящий восточный театр, театр, сохранивший традицию. Не такой, как коллектив «Клауд Гейт» из Тайваня, который был у нас в прошлом году с замечательным проектом «Рис», а нечто еще более аутентичное – условно говоря, Пекинскую оперу. Возможно, это удастся сделать с нашим давним партнером – Чеховским фестивалем. А еще привезти театр Германии и Польши. С румынским театром, будем считать, уже начали знакомство. (На VI Платоновском фестивале искусствбыл показан спектакль Роберта Уилсона «Носороги» Национального театр города Крайовы – прим. ред). Хотелось бы расширить хореографическую составляющую фестиваля.
Почему фестиваль работает сразу в нескольких направлениях?
Большинство гостей фестиваля сходятся во мнении, что широта диапазона – основное преимущество нашего фестиваля, его отличительная черта. Тогда и обнаруживаются связи, создается некое единство. Сужаться, становиться фестивалем одной группы или одного направления мы бы не хотели.
На нынешнем фестивале состоялось несколько российских премьер, многие спектакли прошли с подписью «Впервые в России». Насколько эксклюзивность важна для Вас?
Мне кажется, что это важно для любого фестиваля. Я считаю это нашим серьезным шагом вперед. Мы показываем не просто широко известные культурные явления, но и что-то открываем. И открываем не только Воронежу, а в целом для российского зрителя и слушателя. Это приятная миссия, повышающая самооценку, поднимающая уровень фестиваля. Такой качественный сдвиг в общественном сознании, в отношении к фестивалю федеральных СМИ, профессионального сообщества произошел в этом году как раз из-за того, что было много российских премьер.
Насколько воронежский зритель готов воспринимать такой разный и порой сложный театральный язык?
Зритель в Воронеже замечательный. Но нужно понимать, что это россияне, которые находятся под воздействием Платоновского фестиваля две недели в году. Все остальное время они смотрят наше телевидение, читают наши СМИ. Отчасти происходит борьба за мировоззрение этих людей. Силы в этой борьбе, естественно, не равны. Но я не оставляю стараний и считаю, что это крайне важно. Я верю в то, что при всем этом неравенстве сил, побеждает здоровое, разумное, прогрессивное. И это связано не только с нашим фестивалем, но и с тем, что наш мир открыт, есть интернет, свободное информационное пространство, возможность слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги. Ездить пока, слава богу. Значит, мы не одиноки в своих усилиях.
Вы не чувствуете себя Дон Кихотом, борющимся с ветряными мельницами?
Нет. Я вижу, что молодые люди развиваются правильно. А молодежь – это самое важное. Все больше своих проектов мы ориентируем на эту публику.
В Камерном театре существует образовательная программа. Готовите зрителя?
Мы работаем со своим зрителем. Наша аудитория связана с театром весь театральный сезон на протяжении третьего десятилетия. Это и открытые репетиции, мастер-классы, лекции. Мы как-то пытались проводить обсуждения после спектакля. Был хороший опыт с польским театром из Вроцлава. Ян Клята и артисты встречались с публикой, обсуждали спектакль «Песнь о матери и отчизне», который был, возможно, странным для воронежского зрителя, поскольку это был только один из первых фестивалей. В Германии, например, перед спектаклем Франка Касторфа «Чевенгур» зрителям рассказывают и о Платонове, и о самом произведении. Так, наверное, нужно работать и нам.
Как Вам удается справляться с таким количеством задач: Камерный театр, в котором Вы и худрук, и режиссер, а еще преподаете, проводите фестивали? Чем-то приходится жертвовать?
По большому счету, да. Приходится жертвовать и здоровьем, и личной жизнью. Наверное, я как режиссер мог бы делать больше. Другое дело, что я этой профессией долго занимаюсь и сделал немало. Нельзя сказать, что у меня чешутся руки выпускать по три премьеры в год, но желательно, чтобы по две выходило. К сожалению, не всегда получается.
Фестивальная лихорадка Вас не отпускает?
В течение года приходится делать очень много дел, в том числе и мелких, чтобы в конце концов возник такой сложный, синтетический проект, как фестиваль. Возникают вопросы: Зачем? Для чего? Но, как для любого мужчины, – это вызов. Я хочу сделать круче всех. Это стремление любого человека-созидателя, который строит свое мироощущение не на разрушении, а на том, что не было ничего, а потом появилось и разрастается. Становится лучше, заметнее. От этого получаешь кайф.