Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского благотворительного проекта "Поколение М"
Международный Фонд им. К.С. Станиславского, который занимается поддержкой театрального искусства, и крупная компания-спонсор решили объединиться для воплощения нетривиальной идеи – поддержать творчество во имя жизни. Собрать таланты, раскрыть способности, выбрать лучших и пустить в большое плавание. На языке капитализма это звучит так – финалист проекта, школьник 15-17 лет, получает грант на обучение в творческом ВУЗе страны. И даже, что практически никогда не бывает в условиях реализации гранта, если поступит «на бюджет», может забрать деньги на другие нужды. Так появился проект «Поколение М».
Когда организаторы сели размышлять о своих стратегических проектах, то выделили два социальных запроса сегодняшнего дня. Неправильное и даже плохое использование ресурсов интернета детьми и подростками в России и востребованность медицинской помощи. И придумали такую схему: предложить детям онлайн-площадку, где можно заняться любым творчеством. С помощью виртуального общения с признанными мастерами и электронных возможностей материальных результатов, дети углубляют навыки и выполняют задания, выкладывая их для публичного просмотра. Компания-спонсор же в свою очередь монетизирует «лайки» и «репосты» (лишь бы был интернет, как объяснили сотрудники), - и формирует финансовый баланс благотворительного счета уже в реальности, чтобы отдать затем деньги на лечение в другие фонды - тяжелобольным детям.
Хотя все это и выглядит достаточно утопично, результаты, кажется, действительно есть. Особенно радуются местные власти регионов, вместо которых компания, приезжая в различные города России, выполняет их прямые обязанности – ведение молодежной политики и поддержку подрастающего поколения.
Финал одного из конкурсов – театрального - благотворительного проекта, на котором участники впервые вживую познакомились со своими педагогами и сыграли отчетный концерт, решили провести в подмосковной усадьбе Станиславского, в имении Любимовка, что на берегу Клязьмы в Королёве. Там, где Константин Сергеевич, будучи еще гимназистом, выступал на сцене летнего театра и репетировал со своими домашними водевили. Куда приезжал Антон Чехов с женой отдохнуть и порыбачить, а потом по впечатлениям написал «Вишнёвый сад». Гудок паровоза доносился тогда с близлежащей Ярославской железной дороги, сейчас же отсюда слышны только сигналы автомобилей, проезжающих по другую сторону от усадьбы.
С Любимовкой вообще история непростая. Пережив хаос 20-го века, после революции здесь размещались сироты испанской коммуны, а затем фабричные рабочие, - усадьба потихоньку восстанавливается. Реставрация с конца 90-х идет на федеральные деньги под опекой как раз Фонда имени К.С. Станиславского, в связи с чем на территории функционирует Международный культурный центр, который и принимает вот так – по проектам, потому что задуман, как творческая резиденция. Так что простому смертному сюда не прийти (да и музея как такового здесь нет), – территория вместе с восстановленными (некоторыми – после прямого снесения) тремя усадебными постройками из бывшей когда-то дюжины, - закрыта для экскурсионного посещения. Приусадебную домовую церквушку Покрова Пресвятой Богородицы оригинальной архитектуры, сохранившуюся, но еще не отреставрированную (за нее велись и, возможно, ведутся бои – отдать ли РПЦ на восстановление), где венчался Станиславский с актрисой Марией Лилиной, - увидеть можно. Но в хорошем и жизненном состоянии сейчас только театральный флигель – «Домашний театр» с просторной летней верандой. Дом брата Станиславского – двухэтажный, с резными украшениями в русском стиле. И театральный павильон с цифрой при входе «1882», - здесь при реставрации нашли аутентичные росписи на стенах в стиле модерн. Его привез с художественно-промышленной выставки-ярмарки отец будущего режиссера – фабрикант Сергей Алексеев, здесь организовали летний театр, где выступал «Алексеевский драматический кружок» – усадебная театральная труппа. Да, и еще на территории насадили новый вишневый сад, который плодоносит – из вишни и даже черешни варят варенье и пекут пироги. Но больше нет ничего – весь огромный усадебный комплекс еще с 18 века время стерло с лица земли.
Мастеров театрального конкурса «Поколения М» Фонд подобрал особых, и работали они на благотворительных началах, на финальных занятиях по-родительски привечая юных птенцов – Мария Смольникова, актриса Лаборатории Дмитрия Крымова, исповедующей синтез художественного и театрального, - вела дисциплину из пяти видеороликов по гриму. Марина Брусникина – педагог и актриса, сравнительно недавно занявшаяся режиссурой и поставившая инсценировки нескольких современных и классических романов, - провела класс по работе над сценарием к спектаклю. Художник Юрий Хариков, соратник Бориса Юхананова, преподавал сценографию и на заключительном мастер-классе в усадьбе показал на примере, какие могут быть инновационные задачи в профессии – световое шоу на открытии московского Электротеатра. Екатерина Устинова – педагог по театральному костюму, четыре года назад открывшая по образцу Школы-студии МХТ, курс в ГИТИСе. Игорь Гордин рассказал об основах актерской профессии, одно из заданий его онлайн-курса, было, кстати, написать эссе на тему «Почему я хочу стать актером». Композитор Александр Бакши отвечал за музыкальную композицию, и 14-летняя финалистка его мастерской сама написала музыку к одной из сцен поэмы «Руслан и Людмила», артистично спев за Черномора. А вот выбор мастера по вокалу был сориентирован на медийность – педагогом выступила эстрадная певица Полина Гагарина, «привлекательная фигура для подростков», - как выразилась одна из руководительниц проекта. Но не все знают, что Гагарина в свое время окончила Школу – студию МХТ. Вокалисты вслед за наставником выбрали стезю эстрадную, мальчик 15 лет подготовил для московского финала песню Стаса Михайлова (в собственной оранжировке). А юная филологиня из мастерской по инсценировке смущаясь, объяснила со сцены, что о конкурсе узнала из инстаграма певицы. На финальной встрече в усадьбе Гагарина была очень мила - без звездности общалась с подопечными, с удовольствием позировала для детских селфи, осаждая, правда, некоторых взрослых, снимающих на телефон в невыгодных ракурсах.
В рейтинге по ажиотажу курсы, как и следовало ожидать, отличились в известную сторону. По-прежнему все хотят славы и сцены, поэтому в финал от актерской и вокальной мастерской вышло по пять человек, нарушая условия конкурса, а на остальных направлениях осталось скромно, по одному. Хотя сами конкурсные условия более чем спорные – выбирать единственного победителя педагогам придется, столкнув между собой способностями актера и художника, музыканта и драматурга. Талант – это талант, говорят, его не прикроешь.
Пообщаться с подростками было крайне любопытно, их чистосердечные признания умиляли, хотя одновременно и озадачивали. Вот, например, с финалисткой мастерской театрального костюма мы поговорили так:
- Саша, ты из какого города?
- Город Иваново, город невест (отвечает Саша 16-ти лет гордо).
- А что тебе дали онлайн мастер-классы проекта?
- Я загорелась идеей поступать в театральный институт на специальность художника по костюмам.
- Ты в художественной школе училась?
- Я ходила на курсы. Но у меня есть талант и его надо развивать (Саша улыбается). Поступать буду в Москву.
- В каком театре ты бы хотела работать после обучения?
- У Сергея Безрукова, в Московском Губернском театре. Я безумно люблю Безрукова! (Саша делает влюбленные глаза). Это единственный актер, который повлиял на меня. Работать у него (еще я хочу быть актрисой, - добавляет Саша быстро) – мечта всей жизни!
Участница мастерской актерского искусства, которая меня поразила еще на репетиционном прогоне своим умением вживаться в образ, была настроена еще серьезнее. София 15-ти лет: «Как я себя помню, всегда мечтала о сцене. В первом классе уже не было сомнений. В онлайн-курсах мне понравилось, что ты где-то здесь, а учат тебя откуда-то оттуда. В Екатеринбурге больше хожу на гастроли театров столичных. Знаковый для меня – МХТ им. Чехова. Это да, - настоящий театр. В «Коляда-театре» я была один раз у себя в городе – мне по возрасту туда нельзя. Я маленькая еще, девять классов всего.
- А куда поступать будешь? В местный ВУЗ или столичный?
- Я очень люблю Москву! Но театр люблю больше».
Так что ничего не изменилось. Все по Чехову, который, приезжал погостить в Любимовку сто лет назад. «В Москву! В Москву».