0
6179
Газета Культура Интернет-версия

05.07.2016 00:01:00

Григорий Заславский: "Бедность не порок" А.Коручекова в Щукинском училище

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: щукинское училище, александр коручеков


Александр Коручеков – из тех, к кому слава приходит не спеша. Хотя когда-то, после окончания актерского факультета Щукинского училища, он был сразу принят в труппу театра «Сатирикон» и сыграл Ромео в «Ромео и Джульетте», был замечен. Этот спектакль запомнился многим благодаря замечательному дуэту – партнершей Коручекова была Наталья Вдовина. Следом были другие, главные и не главные роли. Потом он окончил режиссерский курс Сергея Женовача в ГИТИСе и снова как актер вышел на сцену в теперь уже легендарном спектакле «Мальчики», но одновременно поставил комедию Шекспира «Как вам это понравится». Но известным режиссером он становится только сейчас. Может показаться, он сам как будто нарочно делает все, чтобы эта известность, если воспользоваться строчкой из песни Высоцкого, приходила к нему «чуть помедленнее... умоляю вас вскачь не лететь». Он чаще ставит не во «взрослых» театрах, а со студентами, а студенческие дипломные спектакли – как запахи, явление летучее, трудноуловимое. 

Нахваливать такие спектакли – дело неблагодарное, такие восторги вызывают естественные сомнения: убедиться же в справедливости «авансов» часто уже невозможно, еще вчера спектакли играли в учебном театре, а сегодня его уже нет «в живых». 

Но и эти спектакли – особенно такие удачные, как нынешняя «Бедность не порок», – необходимо запечатлевать, фиксировать, поскольку спектакли такого качества, такой, если можно так сказать, подробности и проработки, у нас сегодня – редкость. Увидеть такой – по-моему, уже большая удача. Для зрителя, для критика. Для участвующих в нем актеров – хорошая школа, другим на зависть. 

Коручеков берет «Бедность не порок» – одну из самых простодушных и на первый взгляд простых комедий Островского, одну из ранних, из первых, со злобным самодуром купцом Гордеем Торцовым и его братом, наследующим русским юродивым Любимом Торцовым, с наивной историей любви, вставляет в уста героев этой пьесы фрагменты из более поздней и актерской комедии «Лес», так вводит, укрупняет театральную тему, театра в театре, потому что и у Островского, как у Шекспира (у нашего русского Шекспира!), весь мир – театр, и люди в нем актеры...

Там, где у Островского – песни и ряженые, Коручеков добавляет еще от себя, но без избытка, а ряженые комедианты у него... Говоря высоким штилем, режиссер, приникая к живительному роднику вахтанговской традиции, выводит на сцену целую бродячую труппу, которая играет жалобную комедию с Бригеллой и Арлекином, Панталоне и парой молодых влюбленных, в общем, что твой «Пирам и Фисба», если вспомнить уже упомянутого Вильяма Шекспира и его ремесленников из «Сна в летнюю ночь». Такой вот выходит оммаж Гоцци и великому прошлому вахтанговской сцены, – его молодые актеры должны уметь носить маски и играть героев комедии дель арте. Они и играют. Умея. Живо, озорно, смешно.

Как еще сказать, чтобы передать переполнявшую публику радость, которая, когда спектакль закончился, не отпускала актеров со сцены до тех пор, пока они не спели на бис финальную песню. Спели – тогда только отпустили. 

В этом спектакле есть все, что так любит публика в дипломных работах, – чувство локтя, партнеров, еще не соперников, а друзей, актерской компании, молодого, даже еще точнее – молодецкого задора, но есть больше – подробность существования, проживания, «тонкая настройка» эмоций и чувств, особенно в парных сценах, к примеру, когда остаются вдвоем Митя, приказчик (Юрий Цокуров) и дочка Гордея Карпыча Люба (Евдокия Маляр). Когда она поет, конечно, годы, проведенные в гнесинской школе, дают себя знать. Хорошо поет. И с душой, что, конечно, важно для Островского. Игровая стихия – игра в купеческие страсти и сильные чувства, игра с перебором, с нажимом, эксцентрические, почти цирковые падения туда и сюда пьяного купчика Гриши Разлюляева (Егор Строков) без швов соединяются с игрой совершенно иного рода, иной манерой, где слезы в глазах и ручейками стекающие по щекам Любы вызывают совершенно естественное и живое сочувствие, сострадание, соболезнование. 

И еще одно важное качество этой «Бедности...». Режиссеры сегодня – редко читатели, а тут можно вообразить, что Коручеков внимательно проштудировал важную для понимания Островского книгу Нины Шалимовой, которая в своих размышлениях и почти математических выкладках-формулах доказывает, что без души Островский блекнет, тускнеет, теряет силу. У него для его героев душа – на первом месте, впереди всего. И не менее важно для его лучших героев и для тех, кто сперва ропщет, а затем – непременно – прозревает, очень важно христианское смирение, и в этом тоже – влияние и победа души надо всем прочим, купеческим и прочей суетой. Вот это все в спектакле Александра Коручекова есть. На редкость. Так много всего. 

Есть надежда, что спектакль еще сыграют в следующем сезоне в Театральном центре «На Страстном».    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
500
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
516
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
539
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
621

Другие новости