0
4716
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2016 00:01:00

"Вкусные платья" Надежды Ламановой

Тэги: музей моды, выставка, надежда ламанова, сценические костюмы


музей моды, выставка, надежда ламанова, сценические костюмы На выставке представлены не только костюмы, но и аксессуары к ним. Фото предоставлено пресс-службой музея

Выставка новообразованного Музея моды в историческом здании Гостиного двора на Ильинке посвящена театральной карьере мастера костюма Надежды Петровны Ламановой. Экспозиция подготовлена к 155-летию со дня рождения художницы и представляет сценические костюмы первой половины прошлого века в живом или фотографически-документальном варианте. Последнюю персональную выставку Ламановой больше 10 лет назад проводил Эрмитаж, где находятся сохранившиеся повседневные и выходные платья, сшитые для императрицы Александры Федоровны.

Ламанова прожила за жизнь две эпохи. До революции она – популярнейший модельер Москвы с личным ателье на Тверском бульваре, «Поставщик двора Ея Императорского Величества», что одевала всю московскую аристократию. После – инструктор по художественной промышленности при Главнауке, основатель «Мастерской современного костюма» при Наркомпросе и профессор ВХУТЕМАСа. Но именно театр прошел в судьбе насквозь. 40 из неполных 80 прожитых лет Ламанова отдала работе с Художественным театром. А еще в ее жизни был театр Евгения Вахтангова, Театр Сатиры, Еврейский театр, театр Красной армии и другие, к постановкам которых она создавала костюмы.

Прототип «заведующей женским пошивочным цехом Бобылевой» из «Театрального романа» Михаила Булгакова и героиня «Исторических миниатюр» Валентина Пикуля (очерк «Закройных дел мастерица»). Ее рисовал Серов. Станиславский – ценил и превозносил, отмечал в ней артистическое горение. Она – невидимый партнер и собеседник великих актрис. Алла Тарасова писала, что «кроме своей красоты костюмы подсказали многое в роли». А Ольга Книппер-Чехова, фотокопии писем которой как раз представлены на выставке, ведя личную переписку с Надеждой Петровной, делилась мыслями, настроением: «Не знаю, как вас благодарить за чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит. Просто очаровательно». Постскриптум к следующему письму: «Только воротничка никакого не надо – портит вкусное платье». Раневскую в 1903 году, на пике модерна, Книппер-Чехова играла в платье от Ламановой, чтобы чувствовать себя «элегантной в полной мере».

В небольшом пространстве Музея моды, для которого выставка стала первым крупным проектом, о театральных работах Ламановой дают представление экспонаты из фондов музея МХАТ, которые касаются, правда, всего нескольких постановок. Собственно, костюмов здесь немного – это камзолы к «Безумному дню, или Женитьбе Фигаро» 1927 года (режиссер – Станиславский, художник – Головин), где кафтан ручного шитья графа Альмавивы – Юрия Завадского из атласа с золотыми нитями и спустя почти век смотрится роскошно. Женские платья к спектаклю «Анна Каренина» 1935-го, в котором главную роль исполнила Алла Тарасова, – линии и цвет ее платья «подготовляли к необычайной строгости одинокого конца».

Ушедший век театра понимаешь, читая о тех, отличных от сегодняшних, принципах существования: «для сцены «Скачки» – 60 персонажей – каждый костюм «искали». Если костюм вносил ненужные ощущения в зал или давал неверное самочувствие, то он заменялся, шился новый». Или вот грим. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова играет старуху Хлестову в «Горе от ума», 1938 год: «с большой проседью завитые волосы, нос с горбинкой, высокие брови, взгляд сверху вниз». Кто сейчас так прописывает малейшие нюансы?

Выставка получилась скорее о театральной эпохе, чем о человеке. Кроме казенной автобиографии на получение госпенсии и кадровой характеристики от театра, о Надежде Ламановой нет ничего личного. Но из «материального» мало что сохранилось. Дневников художница не вела, и даже зарисовок моделей нет – творила «вживую», делала «наколку» в ткани на человеке, намечая крой и декор.

А ведь ее личная история, оставшаяся в фактах, легендах и даже стихах (Марина Цветаева зарифмовала ее в «Полотерской»), похожа на детектив. В 24 года открыла свою мастерскую, приехав в Москву из-под Нижнего Новгорода, вышла замуж за юриста и страховщика Андрея Каютова, который был актером-любителем и меценатом – спонсировал затем постановки Чехова во МХАТе. Из Бутырской тюрьмы в 1919 году по подозрению в контрреволюции модельера (из-за дворянского происхождения) вызволяли через Максима Горького, чья жена актриса Мария Андреева всегда шила платья у Ламановой. Умерла Надежда Петровна в Камергерском переулке, в первый год войны – остановилось сердце: пришла провожать любимый МХАТ в эвакуацию, куда ее почему-то, как Фирса в «Вишневом саде», взять забыли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
497
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
513
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
536
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
617

Другие новости