0
2985
Газета Культура Интернет-версия

18.05.2016 15:43:00

«Дерзкий змееныш» и его одноклассники

Тэги: иванилова, концерт, стравинский, прокофьев


иванилова, концерт, стравинский, прокофьев Фото предоставлено организаторами

В исполнении заслуженной артистки России, ученицы самой Нины Дорлиак, прозвучала музыка трех петербуржцев – Прокофьева, Мясковского, Стравинского. Выбор этих композиторов не случаен: все трое были учениками композитора, профессора Петербургской консерватории Николая Андреевича Римского-Корсакова. Как известно, Мясковского и Прокофьева, которого он называл «дерзким змеенышем», связывала многолетняя дружба. Со Стравинским у Прокофьева сложились непростые отношения, отчасти потому, что он часто оказывался в тени Стравинского. Однако автор «Весны Священной» оказал значительное влияние на музыкальное мышление Прокофьева. Впервые эти композиторы объединились на афише одного из концертов 1914 года: программа включала в себя их инструментальные и вокальные сочинения, а Прокофьев к тому же сел за рояль.

Эти три великие, но столь непохожие друг на друга личности предстали в программе певицы Яны Иваниловой, которой аккомпанировала пианистка Ольга Макарова. В первом отделении вечера прозвучали два вокальных цикла Прокофьева и Стравинского, отражающие столь разные мышления композиторов. Пять стихотворений Анны Ахматовой ор.27 (1916) для голоса и фортепиано возникли после неудачного романа Прокофьева с княжной Ниной Мещерской и, возможно, их проникновенные строки оказались созвучны его чувствам. В интерпретации Иваниловой этот опус предстал как подлинный лирический шедевр, покоряющий чистотой и силой чувстваравно, как и голос певицы, покоряющий своим нежным и мелодичным тембром. Фортепианная партия поддерживала выразительность интонаций, создавая не только гармоничный фон, но и удивительное единство с пением. Контрастом стал ранний диптих Стравинского, в котором уже можно услышать элементы его будущего стиля: и «Весна» (монастырская), и «Росянка» (хлыстовская) демонстрировали первые образцы архаики и претворения фольклора. Пальму первенства здесь стоит отдать Ольге Макаровой, сумевшей в таких коротких миниатюрах показать свое мастерство. Еще один вокальный опус Прокофьева – 4 русские народные песни ор.104 – закрывал первую часть концерта. Обработки подлинных напевов Севера, созданные автором в годы Второй мировой войны – краткие истории, запечатлевшие одно мгновение. В голосе певицы слышалась палитра настроений – от радостно-игривого (песня «Чернец») до печального и даже трагического («Зеленая рощица»).

Второе отделение было целиком посвящено музыке Мясковского. Сюита для голоса и фортепиано «Мадригал» на слова Бальмонта – хрупкая лирика, в чем-то перекликающаяся с импрессионистами и поздним Римским-Корсаковым. Манера исполнения Иваниловой сочетала в себе и томность, и эмоциональность, а некий словесный и музыкальный рефрен на словах «а в душе у меня» выглядел как страстное признание. Вокальный цикл из 10 романсов, написанных на стихотворения Степана Щипачева - сочинение позднего творчества Мясковского, характерное предвоенной эпохе, отражающее мир и человека в нем.Перед выступлением Яна Иванилова призналась, что этот опус стал для нее настоящим откровением, передающим реалии того времени. Певица чувственно исполнила миниатюры про любовь, море, Эльбрус и самолет, а на бис решила повторить песню «Подсолнух» – вероятно, наиболее близкую для нее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1016
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
511
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
450
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
574

Другие новости