0
2974
Газета Культура Интернет-версия

18.05.2016 15:43:00

«Дерзкий змееныш» и его одноклассники

Тэги: иванилова, концерт, стравинский, прокофьев


иванилова, концерт, стравинский, прокофьев Фото предоставлено организаторами

В исполнении заслуженной артистки России, ученицы самой Нины Дорлиак, прозвучала музыка трех петербуржцев – Прокофьева, Мясковского, Стравинского. Выбор этих композиторов не случаен: все трое были учениками композитора, профессора Петербургской консерватории Николая Андреевича Римского-Корсакова. Как известно, Мясковского и Прокофьева, которого он называл «дерзким змеенышем», связывала многолетняя дружба. Со Стравинским у Прокофьева сложились непростые отношения, отчасти потому, что он часто оказывался в тени Стравинского. Однако автор «Весны Священной» оказал значительное влияние на музыкальное мышление Прокофьева. Впервые эти композиторы объединились на афише одного из концертов 1914 года: программа включала в себя их инструментальные и вокальные сочинения, а Прокофьев к тому же сел за рояль.

Эти три великие, но столь непохожие друг на друга личности предстали в программе певицы Яны Иваниловой, которой аккомпанировала пианистка Ольга Макарова. В первом отделении вечера прозвучали два вокальных цикла Прокофьева и Стравинского, отражающие столь разные мышления композиторов. Пять стихотворений Анны Ахматовой ор.27 (1916) для голоса и фортепиано возникли после неудачного романа Прокофьева с княжной Ниной Мещерской и, возможно, их проникновенные строки оказались созвучны его чувствам. В интерпретации Иваниловой этот опус предстал как подлинный лирический шедевр, покоряющий чистотой и силой чувстваравно, как и голос певицы, покоряющий своим нежным и мелодичным тембром. Фортепианная партия поддерживала выразительность интонаций, создавая не только гармоничный фон, но и удивительное единство с пением. Контрастом стал ранний диптих Стравинского, в котором уже можно услышать элементы его будущего стиля: и «Весна» (монастырская), и «Росянка» (хлыстовская) демонстрировали первые образцы архаики и претворения фольклора. Пальму первенства здесь стоит отдать Ольге Макаровой, сумевшей в таких коротких миниатюрах показать свое мастерство. Еще один вокальный опус Прокофьева – 4 русские народные песни ор.104 – закрывал первую часть концерта. Обработки подлинных напевов Севера, созданные автором в годы Второй мировой войны – краткие истории, запечатлевшие одно мгновение. В голосе певицы слышалась палитра настроений – от радостно-игривого (песня «Чернец») до печального и даже трагического («Зеленая рощица»).

Второе отделение было целиком посвящено музыке Мясковского. Сюита для голоса и фортепиано «Мадригал» на слова Бальмонта – хрупкая лирика, в чем-то перекликающаяся с импрессионистами и поздним Римским-Корсаковым. Манера исполнения Иваниловой сочетала в себе и томность, и эмоциональность, а некий словесный и музыкальный рефрен на словах «а в душе у меня» выглядел как страстное признание. Вокальный цикл из 10 романсов, написанных на стихотворения Степана Щипачева - сочинение позднего творчества Мясковского, характерное предвоенной эпохе, отражающее мир и человека в нем.Перед выступлением Яна Иванилова призналась, что этот опус стал для нее настоящим откровением, передающим реалии того времени. Певица чувственно исполнила миниатюры про любовь, море, Эльбрус и самолет, а на бис решила повторить песню «Подсолнух» – вероятно, наиболее близкую для нее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1161
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2995
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2106
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1678

Другие новости