В этом году день рождения Петра Ильича Чайковского отмечали не только в двух столицах, где прошла основная часть жизни великого композитора, и в Воткинске, где он родился. В четвертый раз Фестиваль Чайковского (созданный по инициативе Свердловской филармонии) провели и в столице Урала, и Алапаевске, маленьком городке под Екатеринбургом. Одна из главных его достопримечательностей – Дом Чайковских, прекрасно сохранившийся, ставший музеем в 1965 году (сегодня один из лучших региональных). Именно здесь будущий композитор провел полтора года своего счастливого детства (в 1849 – 1850 гг.) в кругу большой семьи и в ореоле прекрасной уральской природы. В этот период проявились его недюжинные музыкальные способности, случились первые попытки импровизировать и даже сочинять. Пьеса Чайковского «Анастасия-вальс», пожалуй, самая ранняя и записанная уже в Петербурге, посвящена алапаевской наставнице детей Чайковских Анастасии Петровой. По мнению исследователей популярнейший «Детский альбом» рожден под влиянием впечатлений и событий того периода детства.
Именно «Детский альбом» и стал основой музыкально-литературного представления, сыгранного 7 мая – в день рождения Чайковского – в Концертном зале Свердловской филармонии для детей и их родителей. Правда, название его было несколько переиначено, «Детский альТбом», потому, что знакомые всем с детства фортепианные пьесы звучали в переложении для солирующего альта (Сергей Полтавский) в сопровождении органа. Иногда органистка Евгения Кривицкая пересаживалась за фортепиано или старинный клавесин, и тогда знакомые мелодии получали иное тембральное сопровождение. При этом музыка была лишь одной из составляющих довольно сложной синтетической композиции, автором, режиссером и актером-исполнителем которой стал Петр Татарицкий. Еще до начала концерта на экране транслировался известный советский мультфильм «Детский альбом» (режиссера Инессы Ковалевской), погрузивший всех в нежную атмосферу домашнего музицирования и детских фантазий. А затем после вступительных слов – зазвучала живая музыка и стихи. Особенность театрализованной программы была в том, что каждая пьеса цикла Чайковского предварялась двойной поэтически-изобразительной прелюдией: 24 музыкальные миниатюры, 48 стихотворных историй и 48 иллюстраций. Сначала стихи Виктора Лунина и рисунки Веры Павловой – этому дуэту принадлежит идея синтетического издания «Детского альбома»: ноты, стихи и картинка-иллюстрация. Но этого авторам представления показалось мало: по-детски непритязательные рифмы, интонации и столь же милые стилизованные иллюстрации, конечно же, доступны и понятны младшему поколению публики. Для старших предлагался иной визуально-поэтический контекст: фантазийные на тему детства стихи известной современной поэтессы Веры Павловой (полной тезки художницы) и абстрактные, несколько инфернальные картины художника Олега Чернова. Метафорический ряд предельно усложнялся, возникала антитеза наивного детского и невыразимого взрослого. Заинтригованная публика воспринимала все это с интересом, вероятно, больше чутьем, чем разумом воспринимая сложные подтексты к галерее музыкальных образов, созданных когда-то Чайковским и запечатлевшим мир ребенка: размышления и игры, первые утраты и неожиданные радости, мечты о далеких путешествиях и явления сказочных персонажей. В какие-то моменты, словно чувствуя, что детское внимание ускользает, Татарицкий включал игровые приемы: во время звучания «Сладкой грезы» – пускал в зал мыльные пузыри, а в «Жаворонке» его ассистенты устраивали забавную перекличку на свистульках. И все же высидеть длившееся в общей сложности полуторачасовое представление малышам было не просто, маленький антракт, явно не помешал бы. Получив тройной музыкально-поэтически-визуальный заряд, публика расходилась, делясь впечатлениями.
В тот же день в Алапаевске проходила завершающая фаза фестиваля Чайковского. Торжественная церемония у Дома-музея с музыкой и возложением цветов к памятнику, в первые годы проведения фестиваля собиравшая только учащихся детской школы искусств, теперь превратилась в значимое общегородское событие, где присутствовали и гости города, и пресса. Надо признать, что ежегодный приезд в Алапаевск крупных музыкантов, ансамблей и оркестров (а здесь уже выступали пианисты Фредерик Кемпф и Алексей Набиулин, Юрий Розум и Злата Чочиева, кларнетист Игорь Федоров, УАФО и Московский ансамбль современной музыки) кардинально меняет культурную жизнь маленького уральского города. На заключительном фестивальном концерте звучал Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением дирижера Энхэ с программой из знаменитых сочинений Чайковского в сочетании с музыкой европейских композиторов, в том числе особо им любимых: Моцарта, Масканьи, Пуччини, Беллини и Доницетти. Наряду с артистами Свердловской филармонии Яной Пакляновой (сопрано) и Алексеем Петровым (баритон) впервые солировала юная флейтистка из Алапаевска — ученица детской школы искусств Екатерина Манькова.
Очень понятен импульс и желание екатеринбургских филармоников поднять на щит, сделать «своим» феномен великого русского композитора, ведь городу не сильно повезло на выдающихся земляков, деятелей культуры прошлого. То, что имя Чайковского возможно постепенно, но все-таки начнут связывать и с Уралом, после четвертого фестиваля стало еще более реальным.
Екатеринбург