0
3199
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2016 23:56:00

С Мюнхгаузеном в сердце, как с песней по жизни

Тэги: театр, премьера, мюнхгаузен


театр, премьера, мюнхгаузен

У недавней премьеры кировского Театра «На Спасской» трудная история и непростая судьба. Впервые сыгранный в декабре прошлого года, «Мюнхгаузен», казалось бы, мог бы собирать полные залы чаще, чем раз в месяц, но несколько неожиданная «форма подачи материала» не позволяет этого, во всяком случае, пока. 

Далее: не знаю, многие ли, но некоторые зрители наверняка задаются вопросом, почему одна из самых интересных актрис этой труппы Марина Карпичева присутствует только на экране, ищут (как я, например) какие-то художественные обоснования этому приёму и теряются в самых грустных догадках, когда она не выходит на аплодисменты. Очень было приятно узнать, что она жива и, дай Б-г ей здоровья, выйдет на сцену, в том числе и в «Мюнхгаузене»… То, что речь при этом – о замечательно и сложно придуманном и с невероятным азартом сыгранном спектакле об одном из самых легендарных и самых легкомысленных в мире врунов всех времен и народов, даже как-то странно, в голове не укладывается. Мюнхгаузен – не Макбет, с которым, говорят, в театре, во всяком случае, в английском связаны самые разные обременения, шлейф мистических совпадений, говорят, тянется, увлекая все новые и новые постановки. Однако премьерный «Мюнхгаузен» тянет груз дополнительных забот почти незримо для зрителей.

На афише значится: по мотивам Р.Э.Распе, а еще – основано на реальных событиях. Не сразу включаешься и понимаешь, что это – не шутка, вторящая известному заявлению Мюнхгаузена, что в его историях нет ни слова вранья, а предуведомление и приготовление публики ко второму акту, в котором каждому из занятых в спектакле тринадцати актеров (учитывая появляющуюся только на экране, но принимающую, тем не менее, самое непосредственное участие во всех режиссерских затеях Марину Карпичеву) дана возможность проявить себя в заглавной роли, то есть рассказать о себе правду, какую захочется. Кто-то делится мыслями, кто-то – воспоминаниями, кто-то рассказывает о чём-то веселом, другие – совсем даже наоборот. Всё это, впрочем, ложится на уже, можно сказать, унавоженную почву, поскольку уже в антракте актеры (и актрисы!), надев соответствующие мюнхгаузеновские камзолы и нацепив мюнхгаузеновские крючковатые носы, спускаются в зал и бродят среди публики (фотография с Мюнхгаузеном – заслуженный трофей, одна из полюбившихся забав для зрителей премьеры). Ну, а когда антракт подходит к концу, актёры (и актрисы), естественно, возвращаются на сцену. И начинается… такой вот… реванш хора, хотя ни в одном из монологов этих реваншистских настроений вроде бы нет, нет – вроде бы – нот и темы, которые так мучают героя «Контрабаса» Патрика Зюскинда. Мол, и я – музыкант!.. а тут могло бы: и я – врун, каких поискать еще… Но этого в спектакле нет. Скорее, другое: в этих, на слух – не отредактированных монологах, точно и впрямь сымпровизированных, отчего некоторые актеры, - во всяком случае, на нашем спектакле у одного это точно было, - даже запинаются, делают неоправданные паузы, в них, в этих рассказах-разговорах, в словах вдруг пробивается важная и редкая в театре возможность поговорить «о главном», которое, конечно, у каждого – своё. Отсюда – нарастающее чувство сродства, сопричастности, которое во втором действии крепнет от истории к истории, прорываясь в финале всеобщим восторгом, с каким провожают последнего рассказчика Евгения Лютикова, трогательного молодого артиста, переехавшего в Киров из, кажется, Челябинской области, но и там, на Урале не растерявшего студенческих мечтаний о высоком призвании и сохранившего как нечто очень дорогое – воспоминание о когда-то увиденном в Москве спектакле Леонида Ефимовича Хейфеца… Я видел этот спектакль, это – настоящая старая школа, торжество психологического театра, не выдуманного, а настоящего, живого. Ну и аплодисменты потом – соответствующие, бурные, с криками «браво», когда каждого актера встречают, если можно так сказать, индивидуально, с особым чувством. Вообще рассказ о «Мюнхгаузене» можно было построить как рассказ об актерской профессии, вообще о театре.

Почему же реванш хора? Дело в том, что почти все первое действие актеры выступают сообща, поначалу даже как будто играя в известные актерские студенческие игры – упражнения на расслабление и концентрацию, этюды на звукоподражание, животным и птицам, какие-то пластические экзерсисы, как бы аккомпанируя протагонисту на экране, Марине Карпичевой, пока что единственному в этой истории рассказчику, которая безо всякой натуги и тем более – без пауз в своем страстном и вдохновенном монологе переходит от Распе к каким-то своим собственным мемуарам и собственным словам. Лишь во втором акте их «распускают», и Александр Андрюшенко вспоминает про школу, как ему кричали: «Саша, давай!», а Александр Трясцин – про какое-то чудовище, которое он увидел в передаче на Рен-ТВ, а Ирина Мальшакова – про пони, который приносит заработок местным цыганам, а потом его чем-то накормили, какими-то таблетками и он стал обрастать шерстью и оброс так страшно, что цыгане отказались его забирать с собой, и пони остался у актрисы, а когда она его постригла, пони неожиданно стал похож на пуделя… Зрители, заслушавшиеся этой невероятной историей, не в силах удержаться, выдыхают вслух: «Покажите!» Актриса окликает и на сцену выбегает черный пудель, красавец – и прыгает ей на руки.

Говорят, актеры не заучивали эти свои истории и иногда даже рассказывают что-то новое, но дух свободы в эти минуты и вправду витает над сценой и залом. В театре такое случается нечасто. Правильней сказать, редко случается. С коверканьем, а вернее даже не коверканьем, а каким-то естественным и, можно сказать, что мюнхгаузеновским соединением слов из немецкого и русского языка в устах Карпичевой, «Мюнхгаузена №1», с какими-то наивными, на грани фола играми с зеркальным шариком, который передают актеры из рук в руки в начале спектакля… Про экран, на котором Карпичева, уже было сказано, а вот про титры – не было, а титры в спектакле тоже имеются, они подыгрывают происходящему, а иногда вдруг пускаются в свою собственную игру: «Музыка звучит, - титруется звучащее музыкальное сопровождение. – Как же она хороша, батюшки!» А иногда вдруг этот умник, сочинявший титры, решает добавить в спектакль полезную информацию, и тогда публика узнает, что Мюнхгаузен и Шопенгауэр были современниками. Вот так! Сознание критика раздваивается: с одной стороны, хочется рассказать и о том, и об этом, а с другой – понимаешь, что тут, как во всяком приключенческом сочинении, сюжет обязан сохранять интригу, поэтому ни в коем случае нельзя ничего рассказывать, тем более нельзя рассказывать о том, что Бах в спектакле звучит в исполнении Гленна Гульда.. Ни слова больше! Дальнейшее – молчанье.

Не хочется обманывать читателей, а прежде них самого себя (хотя, казалось бы, в разговоре о Мюнхгаузене как без этого обойтись?!) и говорить, что все на сцене было прекрасно, остальное – замечательно. Нет. Не раз случалось, что режиссер увлекал труппу в какие-то не самые интересные игры, когда, например, пустившись в рассказы об охотничьих победах, один из актеров вдруг отказывался играть, выходил из роли, а потом – и со сцены, а другие принимались уговаривать его вернуться и продолжить рассказ. И было непонятно, с чего он вдруг так воспламенился, а потом – почему согласился вернуться. Но все-таки не это стало главным в спектакле, который поставил Степан Пектеев. Который – хотя вроде бы у нас уже в России имеется свой Мюнхгаузен, Олег Янковский (его, кстати, тоже вспоминают в одном из рассказов, без Янковского рассказ о Мюнхгаузене был бы неполон)! – находит нового героя, поскольку в его спектакле Мюнхгаузен – это бродячий актер, человек-театр и, как говорит Сатин в другой пьесе, «это ты, я, они, старик, Наполеон…».

Про молодого режиссера Степана Пектеева мне удалось отыскать не так уж много: в том же Театре «На Спасской» прежде он уже поставил «Муху-Цокотуху», два его спектакля идут в Коми-Пермяцком театре им. М.Горького, плюс к этому, как почти все его ровесники, он – участник разнообразных театральных лабораторий от Петербурга до Новокузнецка. И вот – в Кирове он поставил «Мюнхгаузена». Своего.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
513
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
528
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
555
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
636

Другие новости