Муза и поэт: супруги Пинхас Цукерман и Аманда Форсайт. Фото Виктора Дмитриева предоставлено пресс-службой фестиваля
Третий Транссибирский Арт-Фестиваль уверенно расширяет географию. В этом году его концерты прошли в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Новосибирске, Омске и даже преодолели границы России – в мае и июне худрук фестиваля Вадим Репин и его друзья выступят в Израиле, Южной Корее и Японии.
На вопрос корреспондента «НГ» о концепции фестиваля Вадим Репин начинает с метафоры: «Это своего рода дерево, а из него растут ветки. Это, скажем, мировые звезды, которые приезжают и работают с локальными коллективами. Вот этот момент мне кажется очень важным: концерты в Новосибирске проходят с Новосибирским симфоническим оркестром, то же самое – в Красноярске, Омске. В Санкт-Петербурге мы представили новосибирский оркестр, и концерт был посвящен его юбилею – коллектив отмечает в этом году 60-летие». Говоря о Новосибирске, Репин подчеркивает, что этот город – при самых разных вариантах развития фестиваля – будет составлять основу, стержень форума, а отсюда уже «будут строиться мосты, которые соединят восток и запад».
«Мне кажется, – продолжает Репин, – фестиваль должен быть разносторонним, чтобы люди с разными интересами могли найти что-то свое. Наша же задача – предложить выбор. Если мы берем кино, то это будет премьера. Наш проект «Дети – детям» прижился и так полюбился и нам, и слушателям, что мы делаем все, чтобы он развивался. В этом году снова возвращаемся к капустнику, который придумывает Алексей Игудесман. Понимаете, когда собирается много разноплановых вещей, то получается праздник. Я не хочу, чтобы были одинаковые концерты. Мне бы хотелось, чтобы каждый концерт не только вызывал восторг у людей, но чтобы они открыли для себя что-то новое, чтобы был сюрприз».
Действительно, в жанровую орбиту фестиваля включаются не только академические вечера, самые неожиданные вещи. В программе «Па-де-де на пальцах и для пальцев» солируют скрипач Вадим Репин и балерина Светлана Захарова, на «Планете кларнета» знакомые, даже хитовые сочинения вроде «Кармен» или «Порги и Бесс» обретают новые краски и формы, фильм Эдмунда Гулдинга «Любовь» с Гретой Гарбо в главной роли приобрел новую музыку – спустя почти 90 лет после премьеры (1927) греческий композитор Афродита Райкопулу написала саундтрек к этой картине и посвятила его Вадиму Репину. Но и по части традиционных концертов Репин искусно сочетает имена и даты: 125-летию Прокофьева посвящена симфоническая программа с Красноярским симфоническим оркестром, а также камерный вечер с участием Клары Джуми-Кан – скрипачки, которая стала открытием последнего конкурса им. Чайковского. Абсолютный победитель прошлого конкурса пианист Даниил Трифонов приехал в Сибирь с сольным концертом, его старшие товарищи виолончелист Миша Майский, пианист Константин Лившиц (он в экстренном порядке заменил отменившего свое выступление Бориса Березовского) и Вадим Репин двумя серьезными программами завершили новосибирскую часть фестиваля.
В Красноярской филармонии, где стартовал фестиваль, выступал и сам Репин - он солировал во Втором скрипичном концерте Прокофьева, обрамляли который фрагменты из «Ромео и Джульетты» и Пятая симфония композитора-юбиляра. Хотя оркестру пока не хватает лоска, сыгранности своего новосибирского соседа, эти сложные сочинения прозвучали очень достойно. В исполнении концерта, довольно сложного именно для ансамблевого исполнения, Прокофьев здесь мыслит горизонтально, пластами, и оркестр, и солист чувствовали себя свободно. По ощущениям Вадима, оркестр «сделал большой рывок с прошлого года. Чувствуется, что Владимир Ланде, который совсем недавно возглавил этот коллектив, добьется больших успехов», – отметил скрипач в разговоре с корреспондентом «НГ».
Участие в таком масштабном фестивале, впрочем, испытание и для более опытных оркестров. Дирижер и скрипач Пинхас Цукерман поставил перед новосибирским оркестром довольно сложную задачу. В Адажио и Рондо Моцарта и двойном концерте Вивальди для скрипки и виолончели Цукерман солировал и пытался дирижировать сам, но полноценно управлять оркестром у него не вышло, в результате чего терялись и темп, и динамика, да и в стилевом отношении эти сочинения оказались менее выразительны (скорее нейтральны), чем последовавшие за ними романтические полотна. В пьесе Сен-Санса «Муза и поэт», которую Цукерман исполнил в компании с виолончелисткой Амандой Форсайт, за пульт встал молодой дирижер из Финляндии Пиетари Инкинен – пожалуй, это был самый удачный фрагмент концерта: неизвестная пьеса прозвучала очень вдохновенно.
В первой симфонии Брамса дирижерскую палочку взял в руки уже Цукерман и, как и в первом отделении, поставил перед критиком вопрос: в чем причина всемирной славы этого музыканта? Очень умелый исполнитель, оснащенный технически (виртуозность) и материально (отличная скрипка), не производит впечатления хорошего музыканта, не предлагает интерпретации, которую хотелось бы обсуждать или хотя бы запомнить.
В любом случае приезд музыкантов мирового класса (среди дирижеров здесь выступали Валерий Гергиев и Кент Нагано) очень стимулирует коллективы, и это, пожалуй, самое главное преимущество Транссибирского Арт-Фестиваля.
Красноярск–Новосибирск–Москва