0
6922
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2016 00:01:00

"Золотая маска" вышла на манеж

Тэги: театральный фестиваль, золотая маска


театральный фестиваль, золотая маска Лауреат Лев Додин (справа) вручает маску лауреату Дмитрию Крымову (слева). Фото РИА Новости

В субботу вечером в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили награды фестиваля «Золотая маска». Режиссер Евгений Писарев поставил церемонию в духе бродячего цирка, весь вечер на манеже, как принято говорить в этих случаях, были Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Они и их молчаливые соведущие – цирковые артисты – скрасили, как всегда, длительный процесс смешными репризами.

Работу жюри часто ругают за то, что выбрали того, а не другого, хотя правильнее начинать с того, что жюри выбирает из ограниченного списка, а иногда, как в этом году в драматическом театре, – из слишком пространного. Скажем, режиссеров в этом году было 23 (!),  правда, Юрий Бутусов соревновался не только с другими, но и с самим собой: он был выдвинут за «Бег» в Театре им. Евг. Вахтангова и за «Кабаре Брехта» в Театре им. Ленсовета. Лучшим режиссером в итоге признали Андрея Могучего, а актеры, сыгравшие в БДТ в его спектакле «Пьяные», получили спецприз жюри – за актерский ансамбль. Есть премии, которые (как всегда, не всем) кажутся очевидными и самыми что ни на есть однозначными – как награда лучшему спектаклю большой формы «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко». Они вызывают естественную радость. Есть – неоднозначные. Скажем, наградить за лучшую мужскую роль жюри решило Сергея Волкова из спектакля «Кабаре Брехт», а не Олега Табакова, сыгравшего главную роль в спектакле МХТ «Юбилей ювелира». И роль выдающаяся, и сюжет – такой, что, многие полагали, награда недавнему юбиляру Табакову предрешена. Но вот – нет. То же и с женской ролью: с Табаковым в спектакле играет Наталья Тенякова, и эта работа тоже и, кажется, всеми была признана выдающейся. И снова – нет, точно по неведомым причинам надо было непременно обойти в этот раз Константина Богомолова, который поставил этот спектакль. Зачем? Другие его спектакли могут вызывать и вопросы, и неприятие, но здесь-то работа режиссера с актерами была проделана большая, и результат, как говорится, налицо. Премию получила – с чем ее и поздравляем! – Мария Смольникова, сыгравшая в спектакле Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь». Этот спектакль стал лауреатом «Маски» как лучший в малой форме.

Народный артист России Николай Мортон получил заслуженную награду за роль второго плана в «Маскараде» Валерия Фокина.

В куклах, с одной стороны, распределение радует, а с другой – все-таки печалит. Театр имени Образцова с приходом в него Бориса Константинова ожил, и его «Фигаро» появился сразу в нескольких номинациях, но премий не получил. Зато замечательный, правда, на наш взгляд, скромный, хотя и трогательный и красивый спектакль «Ваня» питерского Karlsson Haus получил маски и за работу режиссера (Анатолий Лелявский), и за актерский труд (Михаил Шеломенцев). Впрочем, эти две награды вполне справедливые.

Как часто случалось в последние годы, сложнее всего был выбор в номинации «Эксперимент», где сошлись и «Прикасаемые» Театра Наций – для слабовидящих и с участием таких исполнителей, – и авангардная опера «Путешествие в страну джамблей». В итоге развели элегантно: «Джамбли» ушли со спецпризом жюри музыкального театра, а маска досталась звуковому театру Петра Айду – проекту «Звуковые ландшафты» («Школа драматического искусства»).   

Призы в главных музыкальных номинациях достались действительно заметным постановкам: «Хованщине» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в опере, «Герою нашего времени» Большого театра в балете; спектакль Александра Пепеляева «Кафе Идиот» («Балет Москва») победил в номинации «Современный танец», а спектакль «Голливудская дива» из Санкт-Петербурга стал лучшим среди оперетт и мюзиклов. У Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии это третья победа за последние четыре года – у директора театра, очевидно, хорошее репертуарное чутье.

Продолжая тему мюзикла, отметим, что здесь жюри, которое в этом году возглавлял режиссер, а в прошлом – советник по культуре президентов Ельцина, Путина и Медведева Юрий Лаптев, никого не обидев, отметило лучших. Оксана Костецкая (Фея, «Все о Золушке») принесла первую победу Театру мюзикла. Наверняка худрук театра Михаил Швыдкой рассчитывал на большее, но и одна маска – огромная победа: частный театр наконец попал в поле зрения профессионального сообщества. «Призрак оперы» (спектакль нельзя было выдвинуть на лучший по Положению о премии) заслуженно получил две награды – Мириам Барская признана лучшим дирижером, а Дмитрий Ермак получил долгожданную маску за исполнение роли Призрака. Лучшим режиссером стал Алексей Франдетти – за постановку спектакля «Рождество О.Генри», и жюри было столь чувствительно к этой работе Театра им. Пушкина, что отметило и художника Тимофея Рябушинского.

Отказав и композиторам (были номинированы Борис Филановский и Владимир Раннев), и исполнителям, и режиссеру, жюри все же отметило призом за лучшие костюмы (художник Анастасия Нефедова) ультрасовременный проект Электротеатра «Сверлийцы». А лучшим композитором прошлого сезона стал Илья Демуцкий – за музыкальный ряд к балету «Герой нашего времени»; этот же спектакль признали и лучшим в номинации «Работа художника по свету» (Саймон Донжер).

При этом жюри напрочь проигнорировало очень выразительные работы артистов в этом балете (Екатерина Шипулина, Ольга Смирнова, Денис Савин, Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин) – и в мужской и в женской номинации маски получили артисты Театра Бориса Эйфмана. Прошла незамеченной у жюри и мировая премьера балета Вячеслава Самодурова «Занавес», поставленного специально на Марию Александрову, – одна из самых громких работ прошлого сезона. Лучшим хореографом сезона стал Даглас Ли – за спектакль «Когда падал снег» Пермского театра оперы и балета. Но даже в этом театре была куда более событийная работа – мировая премьера оперы-балета по Шостаковичу «Оранго. Условно убитый», и опять – мимо. Правда, на Урал уезжают два спецприза жюри: за создание детской оперы «Путешествие в страну джамблей» (Пермь) и за работу хора в опере Филиппа Гласса «Сатьяграха» (Екатеринбург). Последний спектакль – как репертуарный прорыв – получил и приз критики. Парадоксальным образом сложился третий спецприз – ни одна из восьми предложенных экспертами номинаций за постановку оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» взыскательное жюри музыкального театра не удовлетворила, оно решило отметить спектакль по-своему и наградило певца Александра Виноградова (Фигаро).

В жанре оперы большинство наград досталось хозяевам премиальной церемонии. Вместе с уже названной «Хованщиной» лауреатами «Золотой маски» стали режиссер Александр Титель и певица Хибла Герзмава за постановку оперы Керубини «Медея». Хотя, на взгляд обозревателя «НГ», бесспорная победа здесь только одна – Хибла Герзмава была действительно лучшей. С 99-процентной уверенностью мог бы получить маску и Александр Лазарев, но дирижер снял свою номинацию, как говорят в кулуарах, в поддержку неноминированного режиссера «Хованщины» Александра Тителя. В результате Титель – с маской, а Лазарев – с носом. А с маской в дирижерской номинации – Андрей Лебедев, никому (кроме экспертов) до сих пор не известный: они вместе с тенором Алексеем Татаринцевым принесли две награды «Новой опере» – за постановку «Ромео и Джульетты» Гуно. И последнее – не могла остаться незамеченной принципиальная позиция жюри по фигуре Теодора Курентзиса. Его демонстративно не заметили – ни в опере, где у Теодора все же были соперники, ни в балете, где лучшей была признана самая слабая работа. Дирижер Юрий Кочнев (Саратов) получил маску как музыкальный руководитель балета «Стальной скок» – очевидно, за выбор забытого сочинения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1774
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3748
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2803
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2285

Другие новости