Лауреат Лев Додин (справа) вручает маску лауреату Дмитрию Крымову (слева). Фото РИА Новости
В субботу вечером в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили награды фестиваля «Золотая маска». Режиссер Евгений Писарев поставил церемонию в духе бродячего цирка, весь вечер на манеже, как принято говорить в этих случаях, были Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Они и их молчаливые соведущие – цирковые артисты – скрасили, как всегда, длительный процесс смешными репризами.
Работу жюри часто ругают за то, что выбрали того, а не другого, хотя правильнее начинать с того, что жюри выбирает из ограниченного списка, а иногда, как в этом году в драматическом театре, – из слишком пространного. Скажем, режиссеров в этом году было 23 (!), правда, Юрий Бутусов соревновался не только с другими, но и с самим собой: он был выдвинут за «Бег» в Театре им. Евг. Вахтангова и за «Кабаре Брехта» в Театре им. Ленсовета. Лучшим режиссером в итоге признали Андрея Могучего, а актеры, сыгравшие в БДТ в его спектакле «Пьяные», получили спецприз жюри – за актерский ансамбль. Есть премии, которые (как всегда, не всем) кажутся очевидными и самыми что ни на есть однозначными – как награда лучшему спектаклю большой формы «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко». Они вызывают естественную радость. Есть – неоднозначные. Скажем, наградить за лучшую мужскую роль жюри решило Сергея Волкова из спектакля «Кабаре Брехт», а не Олега Табакова, сыгравшего главную роль в спектакле МХТ «Юбилей ювелира». И роль выдающаяся, и сюжет – такой, что, многие полагали, награда недавнему юбиляру Табакову предрешена. Но вот – нет. То же и с женской ролью: с Табаковым в спектакле играет Наталья Тенякова, и эта работа тоже и, кажется, всеми была признана выдающейся. И снова – нет, точно по неведомым причинам надо было непременно обойти в этот раз Константина Богомолова, который поставил этот спектакль. Зачем? Другие его спектакли могут вызывать и вопросы, и неприятие, но здесь-то работа режиссера с актерами была проделана большая, и результат, как говорится, налицо. Премию получила – с чем ее и поздравляем! – Мария Смольникова, сыгравшая в спектакле Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь». Этот спектакль стал лауреатом «Маски» как лучший в малой форме.
Народный артист России Николай Мортон получил заслуженную награду за роль второго плана в «Маскараде» Валерия Фокина.
В куклах, с одной стороны, распределение радует, а с другой – все-таки печалит. Театр имени Образцова с приходом в него Бориса Константинова ожил, и его «Фигаро» появился сразу в нескольких номинациях, но премий не получил. Зато замечательный, правда, на наш взгляд, скромный, хотя и трогательный и красивый спектакль «Ваня» питерского Karlsson Haus получил маски и за работу режиссера (Анатолий Лелявский), и за актерский труд (Михаил Шеломенцев). Впрочем, эти две награды вполне справедливые.
Как часто случалось в последние годы, сложнее всего был выбор в номинации «Эксперимент», где сошлись и «Прикасаемые» Театра Наций – для слабовидящих и с участием таких исполнителей, – и авангардная опера «Путешествие в страну джамблей». В итоге развели элегантно: «Джамбли» ушли со спецпризом жюри музыкального театра, а маска досталась звуковому театру Петра Айду – проекту «Звуковые ландшафты» («Школа драматического искусства»).
Призы в главных музыкальных номинациях достались действительно заметным постановкам: «Хованщине» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в опере, «Герою нашего времени» Большого театра в балете; спектакль Александра Пепеляева «Кафе Идиот» («Балет Москва») победил в номинации «Современный танец», а спектакль «Голливудская дива» из Санкт-Петербурга стал лучшим среди оперетт и мюзиклов. У Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии это третья победа за последние четыре года – у директора театра, очевидно, хорошее репертуарное чутье.
Продолжая тему мюзикла, отметим, что здесь жюри, которое в этом году возглавлял режиссер, а в прошлом – советник по культуре президентов Ельцина, Путина и Медведева Юрий Лаптев, никого не обидев, отметило лучших. Оксана Костецкая (Фея, «Все о Золушке») принесла первую победу Театру мюзикла. Наверняка худрук театра Михаил Швыдкой рассчитывал на большее, но и одна маска – огромная победа: частный театр наконец попал в поле зрения профессионального сообщества. «Призрак оперы» (спектакль нельзя было выдвинуть на лучший по Положению о премии) заслуженно получил две награды – Мириам Барская признана лучшим дирижером, а Дмитрий Ермак получил долгожданную маску за исполнение роли Призрака. Лучшим режиссером стал Алексей Франдетти – за постановку спектакля «Рождество О.Генри», и жюри было столь чувствительно к этой работе Театра им. Пушкина, что отметило и художника Тимофея Рябушинского.
Отказав и композиторам (были номинированы Борис Филановский и Владимир Раннев), и исполнителям, и режиссеру, жюри все же отметило призом за лучшие костюмы (художник Анастасия Нефедова) ультрасовременный проект Электротеатра «Сверлийцы». А лучшим композитором прошлого сезона стал Илья Демуцкий – за музыкальный ряд к балету «Герой нашего времени»; этот же спектакль признали и лучшим в номинации «Работа художника по свету» (Саймон Донжер).
При этом жюри напрочь проигнорировало очень выразительные работы артистов в этом балете (Екатерина Шипулина, Ольга Смирнова, Денис Савин, Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин) – и в мужской и в женской номинации маски получили артисты Театра Бориса Эйфмана. Прошла незамеченной у жюри и мировая премьера балета Вячеслава Самодурова «Занавес», поставленного специально на Марию Александрову, – одна из самых громких работ прошлого сезона. Лучшим хореографом сезона стал Даглас Ли – за спектакль «Когда падал снег» Пермского театра оперы и балета. Но даже в этом театре была куда более событийная работа – мировая премьера оперы-балета по Шостаковичу «Оранго. Условно убитый», и опять – мимо. Правда, на Урал уезжают два спецприза жюри: за создание детской оперы «Путешествие в страну джамблей» (Пермь) и за работу хора в опере Филиппа Гласса «Сатьяграха» (Екатеринбург). Последний спектакль – как репертуарный прорыв – получил и приз критики. Парадоксальным образом сложился третий спецприз – ни одна из восьми предложенных экспертами номинаций за постановку оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» взыскательное жюри музыкального театра не удовлетворила, оно решило отметить спектакль по-своему и наградило певца Александра Виноградова (Фигаро).
В жанре оперы большинство наград досталось хозяевам премиальной церемонии. Вместе с уже названной «Хованщиной» лауреатами «Золотой маски» стали режиссер Александр Титель и певица Хибла Герзмава за постановку оперы Керубини «Медея». Хотя, на взгляд обозревателя «НГ», бесспорная победа здесь только одна – Хибла Герзмава была действительно лучшей. С 99-процентной уверенностью мог бы получить маску и Александр Лазарев, но дирижер снял свою номинацию, как говорят в кулуарах, в поддержку неноминированного режиссера «Хованщины» Александра Тителя. В результате Титель – с маской, а Лазарев – с носом. А с маской в дирижерской номинации – Андрей Лебедев, никому (кроме экспертов) до сих пор не известный: они вместе с тенором Алексеем Татаринцевым принесли две награды «Новой опере» – за постановку «Ромео и Джульетты» Гуно. И последнее – не могла остаться незамеченной принципиальная позиция жюри по фигуре Теодора Курентзиса. Его демонстративно не заметили – ни в опере, где у Теодора все же были соперники, ни в балете, где лучшей была признана самая слабая работа. Дирижер Юрий Кочнев (Саратов) получил маску как музыкальный руководитель балета «Стальной скок» – очевидно, за выбор забытого сочинения.