16 апреля. Санкт-Петербургс
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и дирижер Санкт-Петербургс
Для Эрмитажа соприкосновение с музыкой уже давно стало традицией: в концертном зале музея регулярно звучат симфонические и камерные произведения. Также силами Эрмитажного театра осуществляются оперные постановки: в январе на его сцене состоялось первое в Санкт-Петербурге исполнение оперы «Брундибар» чешского композитора Ганса Краса. Для филармонии такое мероприятие станет первым опытом.
Момент синтеза музыки и живописи в разные годы волновал многих авторов, и художников, и композиторов. Микалоюс Чюрленис часто давал своим картинам музыкальные названия: «Музыка леса», «Соната солнца», «Соната весны». Не менее интересны сочинения, созданные музыкантами под впечатлением тех или иных живописных полотен: «Картинки с выставки» Мусоргского по рисункам Гартмана или «Остров мертвых» Рахманинова, «программой» которого явилась одноименная картина Беклина. Совместный проект Филармонии и Эрмитажа продемонстрирует иную грань этого союза. Воспроизводимые на экране полотна призваны не иллюстрировать звучащую музыку, а пробудить фантазию слушателя, обратить зрительные образы в слуховые и наоборот.
Программу вечера составят произведения французского и русского искусства. Концерт откроет музыка Клода Дебюсси. Симфоническая поэма «Весна» и Танцы для афры и струнного оркестра относятся к малоизвестным опусам композитора, однако содержат в себе все характерные черты его стиля – тонкую мелодическую звукопись, изысканные гармонии, разнообразие оркестровых красок. Живописным фоном для этих сочинений послужат картины выдающихся художников-импре
Второе отделение будет посвящено русской музыке: в исполнении оркестра Петербургской филармонии прозвучит «Весна священная» Игоря Стравинского. Премьера самого знаменитого балета композитора на премьере в 1913 году завершилась скандалом: зрители свистели и уходили из театра задолго до окончания спектакля. Через несколько месяцев «Весна…» была сыграна в одном из концертов и принесла своему создателю всемирную известность. Несмотря на то, что в XX и XXI веке появилось множество хореографических версий балета, он и по сей день существует как самостоятельное симфоническое произведение.
В «Весне священной» Стравинский стремился запечатлеть архаичные ритуалы русского быта – шествия, игры и танцы, заканчивающиеся церемонией жертвоприношения